Уважаемый Владимир Владимирович!
Конституция Российской Федерации - основной закон, и все принимаемые нормативные акты не должны вступать в противоречие с ее основами.
В соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39); право на государственные пенсии реализуется в порядке и на условиях, установленных законом (часть 2 статьи 39).
Согласно Конституции (ч. 2 ст. 55) в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В настоящее время право на государственные пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Заявление о том, что россияне не хотят выходить на пенсию, они хотят работать, несостоятельно.
Каждый хотел бы достойного отдыха и восстановления утраченного с возрастом здоровья. Но пенсионеры вынуждены работать, поскольку действующая политика государства не обеспечивает достойную жизнь человеку. Невозможно на 7-14 тысяч рублей обеспечить достойную жизнь при постоянном росте налогового бремени, тарифов на энергоресурсы, коммуналку, проезд на всех видах транспорта, цен на лекарства и иные товары и услуги.
Принятие закона об увеличении пенсионного возраста - это ни что иное, как нарушение Конституции РФ (ст. 19, 55), согласно которой все равны перед законом и судом и которая не позволяет принимать законы, умаляющие права человека.
Инициаторами увеличения пенсионного возраста не приводятся показатели улучшения жизненного уровня большинства граждан страны и подъема экономики, а только декларативно заявляется, что изменение параметров пенсионного возраста неизбежно и это единственный путь.
Апеллируя данными Росстата, очевидно, что на текущие пенсионные выплаты поступающих средств в Пенсионный Фонд России вполне достаточно. Исходя из простых арифметических расчетов получается, что в ПФ РФ ежемесячно поступает порядка 585 млрд руб. По сведениям Росстата, средняя пенсия в РФ составляет 13,7 тыс. руб., число пенсионеров 42,7 млн чел. Считайте: 13,7 тыс. руб. Х 42, 7 млн чел. = 584, 990 млрд руб., умножаем на 12 мес., получается 7,020 трлн руб./год.
Средняя з/п по России - 39 тыс. руб., количество работающих - 71, 8 млн. Исходя из данных цифр, в ПФ РФ должно поступать ежемесячно 616 млрд руб. Выходит, что заявленные 8 трлн рублей в год сполна обеспечиваются текущими платежами. При этом расходы на содержание Пенсионного Фонда РФ составляют 117 млрд руб./год, руководитель Пенсионного Фонда РФ получает 3,9 млн руб./год при средней пенсии по России около 14 тыс. руб.
Очевидно, что руководители высшего звена получают высокие премии, ездят в дорогие командировки и тратят средства фонда на прочие неэффективные нужды. Журналисты Life.ru ссылка еще в октябре 2016 года анализировали командировочные ведомости работников ПФР, и оказалось, что управленцы даже среднего звена не стесняются приобретать за счет фонда авиабилеты стоимостью 100-200 тыс. рублей, а также тратить деньги на командировки по обмену опыта с зарубежными коллегами - например, в Женеву или Париж. Объемы откровенного "разбазаривания" средств российских пенсионеров действительно впечатляют.
Например, как сообщает ИА REGNUM, на одну только информационно-разъяснительную кампанию ПФР в 2017 году Фонд планировал потратить баснословные 185 млн рублей. ссылка. Отдельного внимания заслуживают обнародованные Счетной палатой РФ результаты проверки использования средств Пенсионного фонда РФ на капстроительство в 2013-2015 годах ссылка. ПФР направил за два с небольшим года на возведение, покупку и аренду необходимых ему зданий более 14 миллиардов рублей, сообщает пресс-служба ведомства. За отчетный период площадь находившихся в распоряжении ПФР помещений увеличилась на 6,3% - с 2 065,4 тысяч до 2 195,4 тысяч квадратных метров. В стадии незавершенного строительства по состоянию на 1 января 2015 года числилось 43 объекта общей стоимостью 1,6 миллиарда рублей. Ежегодно на 20-23% росли расходы Пенсионного фонда на аренду.
Аудиторы проанализировали цены на строительство 50 объектов недвижимости общей сметной стоимостью 9,6 млрд рублей, по 24 объектам она превысила утвержденные российским правительством нормативы. В пяти регионах цена приобретения недвижимости вместе с ремонтом превышала стоимость строительства. ПФР нарушал и законодательство в сфере закупок. В ряде случае проведение аукционных процедур при приобретении зданий носило формальный характер. 23 госконтракта заключены с единственным участником аукциона: в качестве продавца выступали собственники объектов, у которых раннее эти объекты были арендованы. Так что неэффективное расходование средств Пенсионным фондом - не новость. А ведь источник один - пенсионные поступления, в которых постоянно заявляется недостаточность. Выходит двойная мораль!!! При таких расходах Пенсионного Фонда денег всегда хватать не будет.
Также следует учесть и недопоступление отчислений в ПФ РФ в связи с ежегодным установлением предельных величин базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Так, постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 г. № 1378 "О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г." установлена предельная величина базы для исчисления страховых взносов соцстраха в сумме, не превышающей 815 000 рублей и пенсионного страхования - 1 021 000 рублей. Это значит, что работодатель не может отчислять больше этой суммы от фонда заработной платы высокооплачиваемого персонала.
Очевидно, что данная ограничительная мера является лояльным режимом для владельцев очень крупного бизнеса, которые и так сполна всегда получают поддержку государства в кризисных и санкционных ситуациях. Если данное постановление упразднить и снять ограничения при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для лиц с доходом свыше 1 млн руб. в месяц, то поступления в ПФ РФ явно увеличатся на сотни миллиардов.
Выходящие на пенсию пенсионеры-предприниматели сегодня получают мизерные суммы исчисленных пенсий согласно Федерального закона "О страховых пенсиях" (ст. 30) и сумма их составляет не более 7-8 тысяч рублей. Практически все предпринимательское бизнес-сообщество, платившее единый налог на вмененный доход (ЕНВД), осталось почти без пенсии. Государство вменило ЕНВД, но не учло, что сумма страховых взносов, вмененное им в составе этого платежа согласно принятой им же методике, будет ничтожно мала, чтобы обеспечить достойную пенсию. Выходит, что добросовестно исполняя вмененную государством обязанность, не факт, что обеспечишь себя достойным содержанием в старости.
В настоящий момент в разных странах политиками, экономистами и социологами обсуждается возможность различных моделей гарантированного минимума безусловного дохода, кроме Российской Федерации. На протяжении последних трех десятков лет кроме повышения налогового бремени, введения новых сборов и платежей, повышения цен на все и вся иных механизмов и вариантов пополнения бюджета не предлагается.
Налицо колоссальный разрыв заработных плат и пенсионного обеспечения должностных лиц исполнительной власти и всех уровней депутатов, работающих на постоянной основе по сравнению с заработными платами основной массы населения. Заработные платы топ-менеджеров нефтегазовой, финансовой отраслей не выдерживают никакой критики. Деньги в России стали воровать тоннами.
Россия реально шестая часть суши и шестая часть всех земных богатств, но выгоду от них получает только узкий круг лиц. Непозволительно и преступно предлагать повышение пенсионного возраста, не предложив иных альтернативных решений по использованию этих богатств, созданию условий, обеспечивающих достойную жизнь гражданам страны по возрасту.
Независимые эксперты отмечают, что повышение пенсионного возраста - неизбежность при нынешней экономической модели в РФ, однако все равно не решит ее системных проблем, а только отсрочит катастрофу. Отказавшись от программы "антиолигархических реформ" власть впервые с 2005 года идет на "лобовое столкновение" с консолидированным негативным мнением подавляющего большинства общества против заведомого ухудшения положения значительной части граждан. Народ верил своему Президенту, который обещал не поднимать пенсионный возраст. Сегодня в массах порождается нигилизм во все и вся. Это не "реформа", а перекладывание проблемы отсутствия денежных средств в бюджете из-за бездарного управления на плечи граждан страны. Это роспись власти в собственном бессилии против коррупции, откровенного воровства и разбазаривания народных денег. Ведь власть не дает картины завтрашнего дня после реализации этого решения. История не простит такого отношения к стране и людям. Но это будет потом.
Все, что остается, это требовать не принимать решения об увеличении пенсионного возраста, чтобы потом не было стыдно за то, что ты в этом вопросе остался в стороне и не предпринял всех мер, зависящих от тебя.
Учитывая вышеизложенное, требую не принимать решения об увеличении пенсионного возраста, а провести тотальные проверки использования средств бюджетов всех уровней и всех внебюджетных фондов, особенно Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Информировать о результатах обращения в установленные законом сроки.
С уважением,
председатель СПРОО "Защита" г. Балаково,
член Общественной палаты
Саратовской области Н.Л. Караман
Комментарии