Цены на нефть после существенного снижения вновь начали набирать обороты – на что явно следует ждать реакции рубля. Свой прогноз по поводу цен на ключевой энергоноситель в следующем году дал и Игорь Сечин. С чем связан текущий рост и что думают аналитики относительно пессимизма Игоря Сечина? Нефть дорожает после существенного снижения цен на прошлой неделе. Ноябрьские фьючерсы на нефть Brent поднялись к 8.15 мск до 54 долларов за баррель, удержаться выше не удалось, и к 14.35 нефть стоит 53,59 доллара.
При этом глава крупнейшей российской нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин готовится в следующем году к цене на нефть в 40–43 доллара за баррель, то есть ждет падения цен на нефть почти на треть. На днях Сечин задался вопросом, что сейчас больше влияет на рынок нефти – сделка с ОПЕК или девальвация доллара. «Американцы через девальвацию доллара поддерживают своих сланцевых производителей. Я считаю, что больше уже влияет не сделка с ОПЕК, а девальвация доллара», – сказал Сечин. Его слова заставили сомневаться, а поддержит ли продление соглашения с ОПЕК Россия – или производители – экспортеры нефти решат, что это уже бессмысленно.
Рост нефти в понедельник объясняют несколькими факторами. Во-первых, более медленным, чем ожидалось, открытием в США нефтеперерабатывающих мощностей, приостановленных из-за урагана «Харви». По оценкам экспертов, порядка 6% нефтеперерабатывающих мощностей в США остаются закрытыми.
Во-вторых, на прошлой неделе рынок нефти падал из-за опасений уменьшения спроса на нефтепродукты в США в результате урагана «Ирма». Однако появилась информация об ослаблении силы урагана, обрушившегося на Флориду в минувшее воскресенье, что также поддержало нефть в понедельник.
Однако дело не только в природной стихии. «Ураганы в США являются лишь видимой причиной роста цен на нефть. В действительности же реакция нефтяных котировок на сводки полученных повреждений не всегда ведет к их росту. Инвесторы пытаются оценить, что позитивнее и важнее для нефтяного рынка – временная приостановка добычи и переработки нефти или риски активизации отложенного спроса. Фундаментальных причин для роста сейчас две – ослабление доллара и рост мировой экономики, который приближает достижение баланса спроса и предложения на рынке», – считает начальник аналитического управления банка «Зенит» Владимир Евстифеев.
Никогда нельзя опираться только на один фактор, когда речь идет о цене на такой системообразующий товар, как нефть, согласен управляющий директор «Норд Капитал» Михаил Ханов.
Девальвация доллара действительно влияет на нефтяные цены. «Несмотря на то, что нефть и доллар значительную часть года жили каждый сам по себе, все же без слабости американской валюты нефть была бы заметно ниже. Доллар США ослаб на 13% от своих пиковых значений января, и без этого ослабления нефть стоила бы 46,50 доллара за баррель Brent против текущих 53,50 доллара, если делать простую корректировку на колебания курса. Но зачастую падение доллара на 1% вызывает двух-трехкратный рост на сырьевых рынках на общем росте спроса на рисковые активы», – объясняет финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.
Но кроме курса доллара и решений ФРС о повышении ставки влияние на нефть сейчас оказывают еще и прогнозы развития мировой экономики от МВФ и Всемирного банка, считает Михаил Ханов. Их прогнозы вселяют оптимизм: они ждут рост в пределах 0,5–1%. Также интересны данные о квартальных ВВП США, Китая и Еврозоны, которые влияют на краткосрочные изменения цены.
Технически цена на нефть марки Brent достигла уровня в 55 долларов за баррель, но с ходу этот уровень преодолеть не удалось, следующее сильное сопротивление – зона 57–58, считает Ханов.
А вот прогноз Сечина по нефти на 2018 год экономисты считают весьма скромным. Александр Купцикевич считает, что можно не боясь ожидать в 2018 году цены на нефть в области 50 долларов. Михаил Ханов рискует предположить, что на новогодние каникулы мы уйдем со стоимостью 48–50 долларов за баррель. Но в следующем году он ждет продолжения оттока ликвидности с рынка, ужесточения политики ФРС и, как следствие, роста доллара и снижения цены на нефть. «Диапазон 43–48 долларов за баррель на первые шесть месяцев 2018 года мне кажется компромиссом между продавцами и покупателями. С одним «но». Это – непредсказуемость Трампа, который в любой момент может внести коррективы как в финансовую политику США, так и в геополитику», – говорит Михаил Ханов.
Конечно, нефтяной рынок зависит от целого списка факторов, однако пока набор драйверов говорит о том, что поводов выходить за границы среднесрочных максимумов и минимумов по цене барреля – 44-57 долларов – нет, считает Евстифеев.
«Сейчас
у нефтяного рынка есть все шансы удержаться выше 50 долларов за баррель североморской нефти. Доллар может продолжить слабеть,
что объясняется мягкой риторикой Федрезерва и растущей уверенностью европейского ЦБ на фоне улучшения экономических показателей еврозоны. Кроме того, у ОПЕК есть еще один козырь в рукаве – включение в соглашение о заморозке уровня добычи тех стран, входящих в картель, которые были освобождены от участия в нем по причине восстановления прежних исторических уровней добычи», – заключает эксперт.
Что касается рубля, то на этой неделе не исключена новая волна укрепления российской валюты до 56,8–57 рублей за доллар, тогда как к концу года рубль снова может ослабеть до 60–61.
Теги:
ОПЕК, цены на нефть
Комментарии