Русская школа математики - так между собой американцы называют программу внеклассных занятий, завоевавшую признание среди тысяч школьников и их родителей по всей Америке. Её настоящее название - Студия привлекательной математики (Studio of Engaging Math), а русской её называют потому, что она основана выходцами из России и следует стандартам российского (точнее, советского) образования.
Сегодня эта программа активно разрастается по всем Штатам от Ньютона до Бруклина, от Далласа до Сан-Хосе - всего около 40 филиалов, которые посещают около 22 тысяч школьников, пишет издание WBUR.
Шокирующие знания
Русская школа математики была основана 20 лет назад в городе Ньютон инженером-механиком из Минска Инессой Рифкин. Она переехала в Штаты со своей семьей в 1988 году, и все складывалось хорошо, пока ее сын Илья не перешел в восьмой класс. Оценив школьные познания сына, Инесса пришла в шок: он не знал математики на том уровне, на котором, как она ожидала, должен знать эту науку ребенок его возраста.
Инесса начала общаться с другими русскими семьями по этому поводу и выяснила, что у всех одна и та же проблема. Так и появилась идея открыть студию, где бы дети русских эмигрантов могли дополнительно изучать математику. Русская школа математики появилась в 1998 году, а с ростом значения технологий и науки в экономике её программой заинтересовались обычные американцы.
Лучше, чем Штаты
Многие родители, чьи дети сегодня посещают Русскую школу математики, уверены, что эта наука займет огромное значение в будущем, когда их отпрыски вступят во взрослую жизнь. В то же время, американская система образования не может дать им уверенность в том, что их дети в достаточной степени изучат математику.
Подтверждают это и сами ученики студии: по их словам, дополнительные занятия повышают их уровень знаний настолько, что обычная школьная программа не вызывает никаких затруднений. Для обычных школ это даже стало проблемой: часто оказывается так, что воспитанники Русской школы математики уже знают ту или иную тему, которую весь класс только начинает изучать.
Уже обозначилась проблема, что дети, которые не ходят на занятия в эту студию, априори знают математику хуже. Начинается настоящая гонка умов: "Мой сосед ходит в Русскую школу математики. Я тоже хочу", "Если мы не отдадим ребенка в Русскую школу математики, он будет знать предмет хуже всех в классе". По словам Инессы Рифкин, в ее городе четверть учеников начальных школ посещают занятия в ее студии.
Некоторые учителя сильно недовольны этим фактом. Они считают, что это способствует развитию излишней самоуверенности подростков, посещающих школу с опережающими программами. Есть тут и доля обиды на американскую систему образования, которой оказалось не по зубам сделать то, что смогли выходцы из России.
Учимся мыслить
В чем же притягательность Русской школы математики для американских детей? Прежде всего, доступная форма преподавания: никаких скучных уроков, все доступно и максимально интересно. "Если я дам ребенку какую-то проблему в академическом стиле, он скажет: "Я этого не понимаю, я ненавижу это!" - убеждена Инесса Рифкин.
При этом в студии строгие распорядки, а на дом детям задают большое количество самостоятельной работы, отмечается в статье.
Ещё один плюс школы - следование традициям советской системы образования, особенно по части учебной литературы. Учебники не просто пересказывают школьникам сухие математические истины, но и содержат множество пояснений, справок и головоломок.
Стремление обучить детей критическому мышлению - это самый главный козырь Русской школы математики. В русской традиции принято, чтобы ученики понимали, почему они выполняют ту или иную математическую операцию, а не выполняли задания механически, просто потому, что "так сказал учитель". В итоге, сталкиваясь с какой-либо проблемой, школьники вместо капризного "Я не понимаю" говорят "Дайте подумать".
Однако не все то русское, что им зовется. В студии придерживаются личностно-ориентированного подхода к ученикам. На занятиях присутствуют не больше 12 детей, которых преподаватели распределяют по группам в зависимости от уровня способностей. Русским такой подход назвать нельзя, тем более советским, где всем детям предоставлялись одинаковые возможности.
Наследие холодной войны
Издание WBUR отмечает: противостояние русской и американской математических школ началось в период гонки вооружений. Пытаясь выхватить пальму научного первенства, Советский Союз создал элитные школы математики и физики, в которых учились самые умные дети.
Было время в советский период, когда Москва была, по моему мнению, самым сильным центром математики в мире, признает сегодня профессор Лорен Грэхэм из Гарварда.Однако все пошло на убыль в 70-х годах прошлого века. По мере того, как поднимался Железный Занавес, поток эмигрантов, главным образом русских евреев, достиг огромных размеров. Среди них было множество достойных кадров, которые сегодня применяют полученные на Родине знания для обучения американских детей.
(https://www.ridus.ru/news...)
Комментарии