Центробанк вот уже третий раз подряд воздержался от снижения ключевой ставки, а Минфин готовится скупать на внутреннем рынке валюту. И это несмотря на позитивную макроэкономическую статистику, снижение дефицита бюджета и рекордно низкую инфляцию. Действия ЦБ и Минфина прямо влияют на курс рубля. Совет директоров Банка России на первом заседании в 2017 году принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 10% годовых, сообщается в пресс-релизе ЦБ. Регулятор уже третий раз подряд сохраняет ставку на этом уровне. В следующий раз совет директоров ЦБ соберется для обсуждения уровня ключевой ставки 24 марта.
Экономисты ожидали такого решения, а вот бизнес-сообщество могло удивиться. Ведь макроэкономические показатели сейчас хорошие, что должно двигать Банк России к смягчению монетарной политики. Темы падения ВВП по итогам прошлом года оказались ниже, чем самые смелые прогнозы ведомств и аналитиков, – всего минут 0,2%. Инфляция по году замедлилась до 6%, а к концу января снизится до 5%. Курс рубля также сохраняет стабильность, как и относительно высокие цены на нефть.
Центробанк сам признал, что инфляционные риски снизились. Уж на 0,5% ЦБ мог бы снизить ставку без проблем. Однако этого не произошло. «На планы Центробанка повлияло решение Минфина о введении нового бюджетного правила, хотя в своем релизе банк это опровергает», – считает Анна Кокорева из «Альпари».
Ранее Минфин уже предупредил, что в феврале начнет покупать валюту на внутреннем рынке и привлечет для этого Банк России. Ведомство объяснило это необходимостью снизить влияние мировых цен на нефть на российскую экономику. Согласно бюджетному правилу Минфин будет покупать валюту при цене нефти выше заложенной в бюджете отметки в 40 долларов за баррель, а продавать валюту будут в случае, если фактические цены на нефть окажутся ниже.
В пятницу Минфин уточнил объемы и время начала скупки валюты. С 7 февраля и по 6 марта Минфин каждый торговый день будет скупать валюту на 6,3 млрд рублей. На эти цели будет направлен весь объем дополнительных нефтегазовых доходов бюджета за февраль, которые ожидаются в размере 113,1 млрд рублей. Ежедневные объемы операций ведомства будут эквивалентны порядка 100 млн долларов, за месяц будет куплено почти 2 млрд долларов. К тому же в первом квартале предстоит выплатить более 15 млрд долларов по внешним долгам.
Последний раз ЦБ проводил валютные интервенции полтора года назад – в июле 2015 года. И хотя Минфин уверяет, что эта скупка валюты не будет оказывать влияние на денежный рынок страны и рубль, однако на практике данные операции несут риски ослабления рубля и возрастания инфляционных рисков. Поэтому ЦБ подстраховался. «В данных условиях регулятор не стал дополнительно повышать волатильность рынков и давление на рубль за счет снижения ставки», – объясняет замдиректора Центра макроэкономического прогнозирования Бинбанка Наталия Шилова.
«Ключевой риск – это интервенции Минфина, которые составят порядка 2 млрд долларов в первый месяц и могут существенно возрасти в случае дальнейшего роста цен на нефть, что будет приводить к росту рублевой ликвидности и ограничивать перспективы укрепления рубля. Соответственно, ЦБ будет вынужден дополнительно стерилизовать данную ликвидность, и тон заявления ЦБ стал существенно жестче», – отмечает Шилова. Регулятор отметил, что перспективы снижения ставок в первом полугодии снизились. Он боится разгона инфляции, а его цель по-прежнему снизить ее до 4% в этом году.
Однако, с другой стороны, в России сохраняются высокие процентные ставки, которые препятствуют развитию российской экономики. «Жесткая денежная политика ЦБ в сочетании с быстрым замедлением темпов инфляции привела к резкому повышению реальных процентных ставок. Ставки по корпоративным кредитам достигли 6% в реальном выражении. В этих условиях в корпоративном секторе пока не видно признаков оживления инвестиционной активности, несмотря на высокий доход на капитал и нехватку мощностей. Трансформация экономики возможна лишь после снижения процентных ставок», – предупреждают аналитики Sberbank Investment Research.
Поэтому эксперты все же надеются, что на следующих заседаниях Центробанк решится снизить ставку и не раз. По ожиданиям, к концу 2017 года ставка должна снизиться до 8,5–9% при инфляции в 4,5%. «На фоне благоприятной внешней конъюнктуры интервенции Минфина лишь будут препятствовать укреплению рубля на фоне растущей нефти, но не смогут спровоцировать его резкое ослабление, – ожидает Наталия Шилова. – Соответственно, слабый рост экономики и устойчивый рубль будут способствовать сохранению низкой инфляции и откроют ЦБ возможности по дальнейшему снижению ставки». Таким образом, дальнейшего снижения ставок по кредитам можно ожидать скорее во второй половине года.
В пользу того, что Центробанк все-таки снизит ставку в этом году, говорят и ожидания правительства и самих банков. Так, программу субсидирования ипотечного кредитования прикрыли в расчете как раз на то, что на фоне снижения ставки Банком России процентная ставка по ипотеке будет и так снижена рынком (до 12% годовых).
Что касается рубля, то эксперты говорят о явном развороте тренда. В среднесрочной перспективе российская валюта будет ослабевать, и к середине весны доллар может достигнуть отметки 64–65 рублей, а евро – 65–67 рубля, отмечает Анна Кокорева.
При этом нефть может продолжать оставаться на текущих уровнях или даже расти. Сдержанность ФРС и усиление геополитических рисков на Ближнем Востоке – вот простой рецепт роста цен на нефть, отмечает аналитик ФГ БКС Марк Брэдфорд. Цены на смесь Brent уже выше 56 долларов за баррель благодаря тому, что ФРС США воздержался от подтверждения своего плана провести три повышения ставки в этом году. Поддержало нефтяные котировки также очередное заявление Трампа о возможности введения новых санкций против Ирана.
Все это создает предпосылки для роста российского фондового рынка и укрепления рубля, однако Минфин и Центробанк явно сдерживают такую тенденцию.




Теги: 
курс рубля, Минфин, ЦБ



Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх