Грузия согласилась на предложения России изменить схему оплаты транзита газпромовского газа в Армению через грузинскую территорию. Вместо бартерной схемы Газпром будет платить наличными. Для бедной экономики Грузии лишние деньги не помешают. Так почему официальный Тбилиси целый год отказывал Москве в этой сделке? Правительство Грузии приняло решение подписать договор с «Газпром экспорт» о транзите российского газа в Армению на новых условиях, предусматривающими переход на денежную оплату его стоимости.  
В прошлом году предложение Газпрома Грузии не нравилось. Официальный Тбилиси настаивал на сохранении прежней бартерной схемы, когда в качестве транзитной платы Россия дает 10% от общего объема газа, поставляемого в Армению.
Однако вернувшийся из Минска, где накануне состоялся третий райнд переговоров  с Газпромом, вице-премьер, министр энергетики Каха Каладзе заявил, что «правительство прияло решение оформить договор с Газпромом». По его словам, было принято оптимальное решение для Грузии.
Каладзе уверил, что энергонезависимость Грузии от России не возрастет, «меняется только форма оплаты». Вот если бы Грузия не подписала бы договор о транзите, то Россия могла бы обратиться в международные суды, что было  чревато опасностью для Грузии в финансовом плане, отметил вице-премьер.
По его словам, Грузия будет получать за транзит российского газа одну из самых высоких оплат по европейским меркам. Министр не конкретизировал стоимость транзита российского газа, но при этом заявил, что «с финансовой точки зрения мы (Грузия) получили приблизительно тот же результат, что и при оплате его стоимости натурой».
Более того, Газпром готов предоставить Грузии дополнительные объемы газа по более низкой цене 185 долларов за тысячу кубометров вместо 215 долларов.
Соглашение будет подписано на два года (дату подписания в Тбилиси пока не уточняют). В этом году оплата за транзит будет происходить частично газом, частично наличными. В 2018 году – только деньгами.
Почему же Грузия и Россия не смогли договорить об этом в прошлом году, на предыдущих переговорах? Тбилиси оттягивал решение, хотя там соглашались, что Газпром не требует ничего невозможного, то есть в принципе были готовы на изменение схемы оплаты.
Однако 2016-ый год в политическом отношении предстоял очень сложный - приближались выборы в парламент, поэтому правительство не желало, чтобы у оппозиции появился лишний повод для манипулирования и разыгрывания карты «уступок России».
Сейчас оппозиция в лице партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение», которая в прошлом году все же отметилась акциями против Газпрома, пусть и незначительными, ослаблена. После поражения на октябрьских выборах в парламент «националы» заняты внутренней грызней - партия делится на тех, кто останется с Саакашвили и кто уйдет. Таким образом, правящая «Грузинская мечта» получила больше пространства для маневра на всех направлениях. В том числе и на переговорах с Газпромом Каха Каладзе уже не испытывал серьезных политических препятствий со стороны собственной оппозиции.
Хотя представитель «националов» депутат Роман Гоциридзе, бывший президент Национального банка, не применул высказаться в том духе, что правительство «Грузинской мечты» «капитулировало» на переговорах по газу, «не следовало менять форму оплаты, но наше правительство некомпетентное и коррумпированное». «Итоги переговоров с Газпромом показали, что Грузия находится под давлением России. Надо ждать, что сейчас мы уступим и отдадим русским Тбилгаз, потом абхазский участок железной дороги», - заявил Гоциридзе в эфире просаакашвилевской телекомпании.
«Мы полностью сохранили энергонезависимость от России. Нашим главным стратегически партнером в газовой области остается Азербайджан», - ответил первый вице-премьер и министр финансов Дмитрий Кумсишвили.
Однако уже одним предоставлением скидки на российский газ легко дискредитировать политическую демагогию Гоциридзе.
«Несмотря на определенное потепление отношений между Россией и Грузией после ухода команды Саакашвили,  нельзя сказать, что у нас с Грузией полностью нормализованы отношения. И причина понятна - это Осетия и Абхазия. Пока этот вопрос не будет решен, говорить о полноценном партнерстве с Грузией не получится. Сейчас скорее можно сказать, что мы отошли от периода откровенной вражды. Однако когда совершается какая-то сделка или история, в которой присутствует Россия, в Грузии находятся желающие сказать, что идет «распродажа родины». И тут неважны экономические подсчеты и здравый смысл, главное найти повод для спекуляций. Здесь я вижу только политический фактор»,  - говорит газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Зависимость грузинской экономики от России традиционно была высокой во всех сферах, в том числе в энергетической. Однако ситуация давно изменилась и не в лучшую сторону для грузинской экономики и достатка населения.
После известной войны началась массовая истерика, в том числе в энергетической сфере. Грузия развернулась в сторону азербайджанского газа под соусом отказа от страшной России, да так, что ей теперь нужен российский газ для того, чтобы не зависеть полностью от азербайджанского газа.
Грузия потребляет около 2,5 млрд кубометров газа. Для России это небольшой рынок. Уже десять лет как Грузия почти весь необходимый газ закупает в Азербайджане.  В качестве оплаты за транзит топлива из России в Армению, Грузия получала лишь около 200 млн кубометров газпромовского топлива.
Стоимость газа из Азербайджана для Грузии варьируется.  Являясь транзитной страной для азербайджанского газа, Грузия имеет право на покупку 500 млн кубометров азербайджанского газа за 64 доллара, 250 млн - за 55 долларов, еще около 500 млн Грузия получает за 189 долларов, остальная часть газа покупается по рыночной цене за 237 долларов за тысячу кубометров. «Стоимость азербайджанского газа выше, чем газпромовского. И это касается как Европы, так и Грузии», - отмечает Константин Симонов.
Наконец, без этих 200 млн газпромовского газа, Грузия бы оказалась в полной зависимости от Азербайджана. Сам Каладзе не раз подчеркивал заслугу и роль Газпрома в том, что сегодня Грузия может вести торги о снижении цены на газ с азербайджанской компанией SOCAR.
Грузия сильно рассчитывала на разработку второй очереди азербайджанского месторождения «Шах-Дениз», а также строительство газопроводов Tanap (Трансанатолийский газопровод) и Tap (Трансадриатический). По ним азербайджанский газ через Грузию придет в Европу. Эти трубопроводы конкуренты российскому «Турецкому потоку».
Для Грузии важны азербайджанские проекты, так как ей обещают инвестиции в размере 2 млрд долларов в трубопровод по ее территории, а также дополнительные объемы природного газа по льготной цене. Азербайджанские проекты действительно выгодны для Грузии. Проблема лишь в том, что реализация этих проектов каждый год откладывается. Во-вторых, дополнительного газа для Грузии может и не оказаться. «Оказалось, что потенциал азербайджанского газа был преувеличен в целом. По первой очереди Шах-Дениз весь газ распределен, дополнительного там нет. А вторая очередь Шах-Дениз должна была заработать сначала в 2018, теперь  не раньше 2022 годов», - говорит Симонов. Если потребление в Грузии вырастет в ближайшие годы, то помочь ей справиться со спросом сможет только Россия.
Наконец, Газпром предложил Грузии заработать денег на транзите, которые в кризис не будут лишними для страны.
Наконец, отказ Грузии от этой сделки в прошлом году мог иметь не только политическую, но экономическую подоплеку. Тбилиси мог торговаться по поводу цены, требовать скидки. Тем более, что ситуация на рынке была для этого благоприятная – газовые цены упали на фоне низкой стоимости барреля.
«В итоге цена для Грузии предоставлена комфортная. 185 долларов за тысячу кубометров – это даже ниже той цены, по которой сегодня могла бы покупать российский газ Украина», - говорит Симонов.
Для России изменение схемы важно по двум причинам. Во-первых, это приносит прибыль, это же не дотационные схемы, Газпром на этом зарабатывает. Во-вторых, России важно показать возвращение на грузинский рынок, где господствует азербайджанский газ. «Грузия - это для нас маленький рынок, но я помню, как история с переходом Грузии от российского к азербайджанскому газу активно использоваться с имиджевой точки зрения: «Посмотрите, даже Грузия может жить без России». С этой точки зрения то, что Грузия вернулась – это большой плюс. Она брыкалась, дула щеки, но теперь мы договорились и продолжаем вести бизнес»,  - говорит Симонов.
Грузинские эксперты тоже не видят рисков для Грузии в переходе на денежные расчеты с Россией при оплате транзита. Бывший премьер-министр Тенгиз Сигуа указывает, что «весь мир так рассчитывается». Он напомнил, что доля российского природного газа в грузинской экономике и так незначительна - уже 10-й год Грузия покупает газ только в Азербайджане. Поэтому для обычных потребителей в Грузии в вопросе цены за газ ничего не изменится.
«Никакой трагедии и никаких рисков, как политических, так и экономических,  я не вижу» - согласен бывший руководитель парламентского комитета по экономике Демур Гиорхелидзе. «Россия на всех направлениях своей газовой политики переходит на коммерциализацию, что же, это общепринятые в мире нормы», - отметил он. По его словам, не предвидится и роста энергетической зависимости Грузии и России. Политические риски тоже нулевые: «У нас и так плохие отношения, больше их испортить уже нельзя». «Так что все это - чистая коммерция», - резюмировал эксперт.
Сигуа считает «очень хорошей» договоренность, по которой Грузия сможет, в случае необходимости, закупать газпромовский газ по сниженным ценам: «Это может пригодиться в случае роста экономики нашей страны, что, соответственно, увеличит потребность в газе». Он не исключил, что Россия может заинтересоваться возможность приобретения 25% акций грузинского газопровода, ведущего в Армению. Правительство Грузии готовится их реализовать на международных биржах.



Теги: 
Газпром, Россия и Грузия, поставки газа



Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх