В пятницу во Владивостоке при участии Владимира Путина открылся второй Восточный экономический форум. К удивлению многих, экономические показатели Приморья на фоне кризиса смотрелись весьма выигрышно, и в этом году среди гостей форума японцы и корейцы ощутимо потеснили гостей из Китая. Однако задачи ВЭФ куда более масштабны. ВЭФ еще предстоит проделать значительный путь к тому, чтобы стать одной из главных площадок для ежегодных встреч бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе, и многое на этом пути будет зависеть от того, насколько успешно будет идти реализация крупнейших российских проектов на Дальнем Востоке. Но перспективы самые обнадеживающие.
Смотр мегапроектов
Главным итогом крупных деловых форумов всегда становится отчет о сумме инвестиционных контрактов, подписанных в ходе их проведения. По итогам ВЭФ-2016 ожидается заключение соглашений на общую сумму примерно в триллион рублей. Это существенно меньше, чем год назад, когда ожидаемый объем соглашений оценивался в 1,3 трлн рублей, но в итоге вышел на показатель в 1,8 трлн. Однако почти двукратная разница в пользу первого форума вряд ли может служить мерилом успешности. Прежде всего, потому, что больше половины общей стоимости подписанных на первом ВЭФе соглашений пришлось всего на три проекта – строительство Амурского газоперерабатывающего завода (на тот момент он оценивался в 790,6 млрд рублей), строительство угольного морского терминала «Порт Вера» в Приморском крае (10 млрд долларов или порядка 670 млрд рублей по тогдашнему курсу) и освоение Солнцевского угольного месторождения на Сахалине (68 млрд рублей). Эти контракты стали итогом большой предварительной работы, и было бы наивно рассчитывать, что подобные мегапроекты на Дальнем Востоке будут появляться каждый год.
Тем не менее, без крупных начинаний ВЭФ-2016 не останется. В частности, на форуме будет подписано соглашения между Национальной химической группой, корейской Hyundai Engineering & Construction и японской корпорацией Mitsui о строительстве предприятия по производству минеральных удобрений под Находкой. Это проект со сложной судьбой: первоначально завод планировалось ввести в строй в 2017-м, причем позиционировался он как крупнейший в мире в своей отрасли. В дальнейшем сроки сдачи объекта были перенесены на 2019 год, а выход на проектную мощность – на 2021-й. Общий объем инвестиций в его создание в начале года оценивался в 400 млрд рублей.
По большому счету, эффективность крупных деловых форумов нужно оценивать по тому, сколько подписанных контрактов в итоге превратились в реальные инвестиционные проекты. Об этом свидетельствует весь опыт аналогичных российских площадок – слишком уж много бумажных «строек века» и откровенно дутых инициатив они породили (особенно «славится» этим инвестиционный форум в Сочи, который проходит каждый год в конце сентября).
С этой точки зрения, первый ВЭФ пока можно считать весьма результативным мероприятием, по крайней мере, если рассматривать дальнейшую судьбу трех упомянутых дальневосточных мегапроектов. Старт строительству Амурского ГПЗ, который к 2021 году должны построить «Газпром» и «СИБУР», в октябре прошлого года дал лично президент Владимир Путин. В феврале руководство будущего предприятия сообщило, что на этот год объем работ оценивается в 15 млрд рублей (включая строительство железнодорожной инфраструктуры, грузового порта на реке Зее). При этом, благодаря работам по локализации производства и оптимизации технологических схем, инициаторам проекта удалось сэкономить примерно 100 млрд рублей.
Основным событием в деле строительства терминала «Порт Вера» во Владивостоке, который реализует компания «РТ-Глобальные ресурсы» («дочка» ГК «Ростех»), стало получение положительного заключения государственной экспертизы. Ожидается, что запуск первой очереди пропускной мощностью 10 млн тонн в год произойдет в 2018 году. Терминал будет востребован прежде всего в связи с ежегодным ростом объемов перевалки угля на Дальнем Востоке в направлении рынков Азиатско-Тихоокеанского региона.
Наконец, в ходе освоения Солнцевского угольного месторождения, которое ведет ООО «Восточная горнорудная компания», в этом году планируется добыть не менее 3,5 млн тонн угля, в последнее время сахалинские шахтеры уже несколько раз обновляли месячные рекорды выработки. В процессе реализации соглашения, подписанного на ВЭФ-2015, планируется довести объем добычи до 10 млн тонн угля в год, модернизировать угольный порт Шахтерск до объема отгрузки 10-12 млн тонн и построить конвейерную линию протяженностью около 28 км для транспортировки угля между портом и Солнцевским разрезом. На ВЭФ-2016 проект Восточной угольной компании представлен новым соглашением, подписанным 2 сентября с японской «Саджиц Корпорейшн», которая намерена инвестировать в портовое оборудование для обслуживания крупных судов типа «Панамакс», что расширит экспортные возможности для сахалинского угля на японском и корейском рынках.
Экспортный акцент
Помимо подписания соглашений, крупные деловые форумы всегда имеют широкую дискуссионную программу, и эксперты отмечают, что первый ВЭФ уже оказал довольно заметное влияние на повестку экономической политики России на Дальнем Востоке. Управляющий партнер компании «ФОК (Финансовый и организационный консалтинг)» Моисей Фурщик говорит, что за последний год произошло заметное продвижение по ряду отраслевых направлений тематики первого ВЭФа, особенно по туризму и сельскому хозяйству, а поддержка экспорта, активно обсуждавшаяся на форуме год назад, вообще оформилась в один из приоритетных проектов федерального уровня. «В какой-то степени эта тема потеснила доминировавшую ранее повестку импортозамещения, что можно оценить как явно позитивную тенденцию», - считает Фурщик.
Итоги прошлого года показали, что Дальний Восток оказался существенно более устойчив к давлению экономического кризиса на экспортеров, чем другие макрорегионы страны. В целом российский экспорт в прошлом году, по данным Федеральной таможенной службы, в стоимостном выражении упал на 31%, а на Дальнем Востоке таможенные органы зафиксировали сокращение всего на 2,2%., а по ряду высокорентабельных статей экспорта наблюдался определенный рост. В частности, вывоз рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока вырос в объеме на 4,4%, а в стоимости – на 1,2% (соответственно, 1,2 млн тонн и 2,2 млрд долларов). Увеличился в объеме на 9% (до 1,7 млн кубометров) и экспорт обработанных лесоматериалов, которые отправлялись главным образом в Китай.
Важнейшие государственные решения в части стимулирования дальневосточного экспорта были приняты почти одновременно с первым ВЭФом. 2 сентября прошлого года правительство РФ подписало распоряжение о создании Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта, а затем, в октябре, вступил в силу закон о Свободном порте Владивосток, распространяющийся на 15 муниципальных образований Приморского края на срок 70 лет. «Считаю, что нам удалось выработать удачную и конкурентную формулу свободного порта, использовав и свой исторический опыт, и лучшие зарубежные практики, поэтому предлагаю правительству рассмотреть вопрос о распространении режима свободного порта на другие узловые гавани Дальнего Востока», - заявил в своем выступлении на ВЭФ-2015 Владимир Путин.
На это предложение президента тут же откликнулся губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, заявив о готовности региона создать аналогичный режим для своих портов (очевидно, понимая, что соседний регион получает слишком серьезное преимущество в борьбе за инвестора). В этом смысле можно утверждать, что уже первый ВЭФ выполнил одну из главных задач подобных мероприятий – стать стимулом для конкуренции между регионами. «Большинство дальневосточных регионов стараются наиболее выигрышно презентовать на форуме свои основные инициативы - в результате возникла конкуренция, которая заметно повысила качество подготовки инвестиционных проектов», - подчеркивает Фурщик.
Кроме того, по его мнению, ВЭФ стал понятной «точкой входа» для многих зарубежных инвесторов, поскольку на этой площадке в течение нескольких дней можно получить общее представление об инвестиционном потенциале Дальнего Востока, услышать мнения ключевых фигур и завязать необходимые деловые контакты.
Форум на вырост
Вместе с тем ВЭФ – это еще совсем молодое мероприятие, поэтому четкое определение его формата и позиционирование в ряду аналогичных мероприятий – вопросы будущего. Об этом свидетельствует, как минимум, состав иностранных делегаций первого и второго форумов: если год назад среди зарубежных гостей преобладали китайцы, то теперь большинство за представителями Японии и Южной Кореи.
Определенные вопросы у участников форума есть и к составу ключевых спикеров по заявленным темам дискуссий. Например, по словам генерального директора агентства InfraNews Алексея Безбородова, развитие транспортно-логистического комплекса (один из ключевых сегментов экономики Дальнего Востока) представлено в программе форума достаточно полно, но не всегда репрезентативно по участникам: «Участники и модератор дискуссии по свободному порту - авиаторы и экспедиторы. По теме, где заявлено все транспортное руководство портов и отрасли, модератор гладко говорит, но про работу стивидорной отрасли так ничего и не выучил. Это говорит только о том, что подход к организации форума – чиновничий».
«Конечно, форуму надо усиливать организационную составляющую - это касается и логистики, и проживания, и культурно-развлекательной программы, - соглашается Фурщик. - Кроме того, желательно сократить многократное дублирование одних и тех же выступающих на различных мероприятиях».
Но только за счет этих мер, полагает эксперт, невозможно сделать следующий рывок в развитии ВЭФа – его значимость и содержание будет определяться прежде всего местом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе: «ВЭФ сможет стать действительно знаковым событием в регионе только в том случае, когда на российской Дальнем Востоке получат масштабное и реальное развитие проекты в несырьевых сферах – логистике, туризме, АПК, химии, машиностроении, информационных технологиях и так далее. Только в таком случае здесь будут присутствовать многочисленные и влиятельные зарубежные и федеральные игроки, так как освоение сырьевой базы – это удел лишь узкого круга компаний. В принципе, целый ряд шагов в этом направлении уже делается, но вряд ли масштабные результаты появятся раньше, чем через пять-семь лет лет».
Теги:
Дальний Восток, Приморье, Владивосток, Экономический Форум, Россия и Япония
Закладки:
Комментарии