Новый способ легализованного вымогательства придумали украинские власти. Теперь российские фуры должны заплатить местной полиции за охрану от местных националистов. Полиция за деньги исполняет работу, за которую ей уже заплачено государством. Но главное, само украинское государство, по сути, расписалось в бессилии перед бандитизмом на своей территории. Так же, как это сделала Сомали. Национальная полиция Украины на добровольной основе оказывает платное сопровождение транспортных средств по территории страны. Оформить подобную заявку может любая транспортная компания на 17 пунктах пропуска на границе, рассказал директор департамента коммуникации Национальной полиции Ярослав Тракало, передает «Украинская правда». По понятным причинам, такая услуга пользуется спросом только у фур с российскими номерами. Только 26 февраля было оформлено 19 таких заявок. После того как удалось временно (до 15 апреля) открыть транзит через Польшу, перевозки через Украину снизились. Однако некоторые продолжают идти через Украину, потому что через нее лежит ближайший путь в Болгарию, Венгрию, Словакию и страны бывшей Югославии. Цена безопасного километра Ассоциация международных автомобильных перевозчиков РФ на своем сайте проинформировала, что стоит такое сопровождение 1170 гривен (43 доллара, или 3,3 тыс. рублей) от пункта въезда в пункт выезда, независимо от количества областей. Однако представитель украинской полиции Тракало не смог уточнить стоимость услуги, указав, что тариф формируется в зависимости от нескольких параметров, в частности от километража. Как выяснила газета ВЗГЛЯД, 1170 гривен – это данные со слов водителей, которые такое сопровождение заказывали. Как рассказал источник на рынке автомобильных перевозок, столько заплатил за полицейский кортеж один из российских перевозчиков при проезде из Выступовичей на белорусской границе до Чопа на границе с Венгрией (расстояние 745 км, 10 часов в пути). Получается, что украинская полиция берет за сопровождение с россиян 1,6 гривны (или почти 5 рублей) за один километр пути. Если предположить, что каждый день украинская полиция сопровождает минимум 19 российских фур по минимальной цене в 43 доллара (1170 грн), то всего за один день украинские полицейские могут зарабатывать более 800 долларов, а за месяц – более 25 тыс. долларов. Это минимум, который не учитывает вероятность более высоких тарифов для российских фур. Если должностной оклад украинского полицейского составляет 1700 гривен, или 62 доллара (такую цифру называл в декабре министр внутренних дел Украины Арсен Аваков), то 25 тыс. долларов хватит на выплату зарплаты более 400 украинским полицейским. Однако оплата услуг сотрудников МВД Украины не гарантирует полной безопасности и беспрепятственного следования по маршруту. Если конвой с российским транспортом блокируется радикалами, украинские правоохранители предпочитают не идти с ними на конфликт и ничем не могут помочь перевозчикам, рассказал источник в отрасли «Российской газете». Не вселяют большой уверенности и слова представителя украинской полиции. По его словам, в случае блокирования машины правоохранители уполномочены вступать в переговоры с блокирующими, не более того. «Если такая фура будет иметь заключенный договор о предоставлении услуги сопровождения, правоохранители будут общаться с блокираторами... пытаться как-то решить конфликт, достичь консенсуса», – отметил Тракало, которого цитирует «Украинская правда». Источник газеты ВЗГЛЯД на рынке автомобильных перевозок рассказывает, что ему известен пока один случай блокировки российских грузовиков в ночь с субботы на воскресенье в районе Червонограда Львовской области. «Там пикетирующие были поддержаны руководством местной администрации, которая запретила передвижение, в том числе и полиции, сопровождающей российские грузовики. Но к трем часам ночи ситуация урегулировалась, и колонна двинулась дальше», – рассказывает собеседник. При этом украинские полицейские оказываются не всегда пунктуальны. «Бывают некоторые несостыковки, когда сменяются экипажи полиции. Перевозчик приезжает, а сменщик сопровождения не прибыл в назначенное время. Приходится ждать. Или прибыл, но говорит, что ждет другую машину. Но никто не говорил, что оплатил (услугу), а его где-то бросили», – рассказывает собеседник газеты ВЗГЛЯД. Смена «караула» происходит, например, на границе областей. При этом перевозчик переживает, что скоро тарифы украинских МВД могут подрасти. «Сейчас началась очень большая шумиха в украинских СМИ. МВД (Украины) чуть ли не в предательстве обвиняют. Видимо, сейчас на них давление начнется. Поэтому цену, вероятно, будут повышать или вообще прекратят сопровождение», – не исключает российский перевозчик. Официально власти Украины объявили о восстановлении беспрепятственного международного транзита по своей территории еще с 25 февраля. Но украинские националисты продолжают орудовать на дорогах. Беспомощность украинских властей Начав платное сопровождение российских фур по украинской территории, власти Украины расписались в своей несостоятельности. «Услуги по «сопровождению» российских фур больше походят на принятие факта беспомощности украинских правоохранительных органов перед лицом откровенного бандитизма на дорогах Украины. Можно ли говорить о сохранении государственности в стране, правительство которой не в состоянии предоставить свободное и безопасное перемещение иностранных грузов?» – говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. Сотрудники правоохранительных органов должны защищать иностранный транзит не за отдельную плату (для этого существуют волонтеры, дружинники и ЧОПы) – это их прямая обязанность, удивляется первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Брать плату за выполнение своих служебных обязанностей – это, по сути, та же взятка. «Ситуация близка к абсурду: при пересечении государственной границы транспорт оказывается в юрисдикции местных властей и находится под защитой со стороны местного законодательства. То есть любые незаконные попытки препятствовать передвижению транспорта по дорогам, порча имущества или угроза жизни и здоровью водителей и экспедиторов в обязательном порядке должны пресекаться правоохранительными органами», – говорит газете ВЗГЛЯД Павел Сигал. По аналогии пожарные тогда должны тушить возгорания только по предоплате со стороны собственника, а врачи – спасать жизни только при наличии полиса добровольного страхования, рассуждает собеседник. В мировой практике такое встречается только в странах третьего мира. Собственно, необходимость платить сотрудникам полиции за безопасное передвижение по дорогам превращает Украину в аналог пиратской Сомали, у берегов которой военные суда тоже сопровождают торговые караваны. Впрочем, в Сомали безопасность судов обеспечивают не столько местные власти, которые бессильны, сколько международный военный контингент. Власти же Украины просто умывают руки, не желая по тем или иным причинам наказывать преступников, которые незаконно блокируют российские фуры. Такая позиция исходит от официального Киева. Проблему откровенного бандитизма власти Украины пытаются решить лишь силой убеждения. Мининфраструктуры Украины по-прежнему считает, что протесты активистов не мешают движению грузового транспорта, а значит, Украина не нарушает международных обязательств по транзитным перевозкам. «В свете недавнего обесточивания крымского полуострова, сложно сказать, видят ли украинские власти четкую грань между мирной акцией и бандитским беспределом», – говорит Иван Андриевский. Возможно, полагает Андриевский, Киев сейчас опасается, что резкие действия против преступности могут вызвать неконтролируемую реакцию населения. С другой стороны, при попустительстве украинской власти подобные «мирные» блокировки могут перейти в разряд рэкета и разгула преступности. Не наказав националистов тогда за блокаду Крыма и подрыв ЛЭП и даже присоединившись к ним позже, киевская власть создала благодатную почву для новых преступных акций.
Комментарии