Владимир Путин поддержал идею выровнять условия ведения бизнеса в России для всех интернет-компаний. Депутаты уже предложили заставить мировых гигантов платить НДС в российский бюджет при покупке россиянами в AppStore, iTunes и Google Play приложений, музыки и фильмов. Речь может идти о нескольких миллиардах долларов дополнительного дохода. Президент Владимир Путин поручил подготовить предложения по изменениям в законодательство, направленным на «обеспечение равных условий ведения деятельности» интернет-компаниями в России.
Одной из мер может стать введение НДС для продажи Google или Apple контента и услуг россиянам. Большинство зарубежных интернет-игроков не имеют дочерних компаний или представительств в РФ, и не платят налоги в той стране, где продают софт. И даже когда российские «дочки» есть, они все равно платят в разы меньше местных игроков.
Сейчас НДС платят только те компании, которые осуществляют свою деятельность на территории России. Поэтому когда россияне покупают в онлайн-магазинах AppStore, iTunes и Google Play приложения, музыку и фильмы, эти платежи не облагаются налогами в России. Ведь покупки совершаются напрямую у иностранных компаний. Например, пользователи сервиса Google Play платят ирландской Google Ireland Limited, пользователи Apple - люксембургской iTunes SARL. Это значит, что налоговые платежи с оказанных услуг компании платят в этих юрисдикциях, а российский бюджет от этого ничего не получает.
Или, например, у транснациональной Googlе есть российская «дочка» – ООО «Гугл». Но она отчисляет в российский бюджет в разы меньше, чем российский «Яндекс». Конечно, доля Google на российском рынке меньше – 34,9% против 56,7% у «Яндекса», по данным интернет-статистики LiveInternet за июнь 2014 года. Но это никак не объясняет, почему «Гугл» платит в бюджет РФ в разы меньше «Яндекса».
Сравним: в 2013-м году «Гугл» при выручке в 14,7 млрд рублей заплатил налог на прибыль в 470 млн рублей. Это всего 3% от оборота. Тогда как «Яндекс» в том же году при выручке 40,5 млрд рублей заплатил налог на прибыль на 3,3 млрд рублей. Это 8% от оборота. В 2014 году «Гугл» отчислил в российский бюджет еще меньше: при выручке в России в 18 млрд рублей российская казна получила лишь 480 млн рублей налога на прибыль. Это всего 2,6% от оборота. «Яндекс» же при выручке в 51 млрд рублей заплатил в бюджет РФ – 4,9 млрд рублей или 9,6% от оборота.
Эти цифры четко демонстрируют, что западные компании находятся в России в явно лучших условиях, чем местные игроки на собственном же рынке. В Google, впрочем, вполне справедливо отвечали, что платят все налоги в соответствии с российским законодательством. Именно поэтому российский президент и поддержал необходимость изменения законодательства в этой сфере.
Депутаты в конце 2015 года уже внесли на рассмотрение Госдумы законопроект, который вводит НДС на покупки российскими пользователями софта и контента у зарубежных интернет-компаний (прозванный у нас «налогом на Google»). Разработчики законопроекта предлагают Google, Apple и прочим создавать в РФ личные кабинеты налогоплательщиков, вставать на учет в налоговой инспекции и подавать сведения о продажах программного обеспечения и контента на территории страны. Делать это можно и удаленно. Покупатели будут идентифицироваться как жители России либо по IP-адресу, либо по номеру банковской карты.
«В случае отказа от игры по этим правилам планируется блокировать действие таких компаний через надзорное ведомство, что технически возможно, но принесет много сложностей обычным пользователям», - говорит адвокат компании «Деловой фарватер» Сергея Литвиненко.
Не исключено, что именно этот законопроект ляжет в основу законодательного изменения работы интернет-компаний на российском рынке, которое поручил президент.
Однако суть изменений будет понятна позже. Поручение президента будут исполнять ФАС, Минэкономразвития, Минфин, ФНС, Минпромторг, Минкомсвязи, заинтересованные ведомства и АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) к 1 сентября. Поручение дано по итогам форума «Интернет Экономика 2015», прошедшего в конце прошлого года, говорится в сообщении на сайте Кремля.
Кроме того, Минкомсвязи, Минюсту, ФСБ, Роскомнадзору и Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) поручено к 1 июня представить предложения в законодательство по регулированию обработки данных граждан РФ в интернете.
Впервые российские власти подняли вопрос, почему иностранные интернет-компании не платят налоги в России, весной прошлого года. Поводом могла стать жалоба крупнейшего российского интернет-поисковика «Яндекс» в ФАС на неконкурентные действия Google. В российской компании жаловались, что основной соперник препятствует предустановке на мобильные устройства под управлением операционной системы Android (разработка Google) сервисов, конкурирующих с сервисами Google, писали «Ведомости».
Последствия
Оценить, сколько российский бюджет недополучает сейчас и насколько может пополниться благодаря изменению законодательства для иностранных интернет-компаний, довольно сложно. Пока не ясно, какие именно изменения будут приняты.
Однако авторы законопроекта подсчитывали, что введение НДС для интернет-компаний позволит пополнить российский бюджет на 52,8 млрд рублей в 2017 году. Большую часть заплатят иностранные интернет-компании, и только 200 млн рублей дохода дадут российскик игроки.
Учитывая объем российского сегмента IT, в год можно собирать приблизительно до 2 млрд долларов дополнительных налогов, если привлечь к этому все иностранные высокотехнологичные компании, считает адвокат Владимир Постанюк.
Авторы законопроекта посчитали, что иностранные компании зарабатывают на российских потребителях, продавая им электронные услуги, примерно 300 млрд рублей в год. Только один Google зарабатывает на продажи контента и услуг россиянам в своих магазинах Google Play впорядка 65-70 млн долларов, посчитывали в «Финаме».
Однако, чтобы заставить иностранцев платить в российский бюджет, продавая товар российским пользователь, предстоит четко проработать механизм и правовые нормы.
«У иностранных компаний, занятых в сфере высоких технологий, обычно есть официальные представительства или дистрибуции в других странах. Они зачастую оформлены по местному законодательству и именно на них возложено налоговое бремя. В этом плане идея заставить головное предприятие уплачивать налоги не самая жизнеспособная, ведь это, по сути, получится двойной НДС», - говорит газете ВЗГЛЯД Постанюк.
Безусловным минусом для потребителя может стать рост цен на контент иностранных интернет-компаний, которые, конечно, переложат эти расходы на российского покупателя. Тогда цена продукции и услуг вырастет пропорционально уровню НДС в России – на 18%. «Apple, кстати, уже учла вероятность ужесточения налогообложения и для российских клиентов изменила детали пользовательского соглашения», - говорит Постанюк.
Впрочем, интернет-компании при желании могут постараться юридически сделать так, что не платить налоги там, где находится головная компания, за продажи контента и услуг в других странах, чтобы избежать двойного налогообложения.
Мировой опыт
Тем, что интернет-компании не платят налоги в странах, где торгуют товарами и услугами,неедовольны не только в России, но и в странах ЕС.
Европейские страны в последнее время также озаботились недополучения налогов. В январе 2015 года Еврокомиссия заявила, что подумывает заставить технологические американские компании - в частности, Google и Microsoft - платить налоги всюду, где они работают, в частности, внутри ЕС. Еврокомиссар Гюнтер Эттингер тогда заявил, что эти поступления могут пойти на развитие IT-бизнеса стран ЕС.
ЕК недовольна, что эти компании платят налоги только в нескольких европейских странах с низкой налоговой нагрузкой - в Ирландии, Нидерландах и Люксембурге. Еще в 2014-м году Еврокомиссия обвиняла Ирландию в создании «налогового рая» для Apple: компания подписала с правительством Ирландии соглашение, позволявшее ей платить несоразмерно низкие налоги. В итоге Еврокомиссия начала расследовать деятельность Google, Starbucks и Amazon.
В некоторых европейских странах, в частности, Испании, ФРГ и Франции, в последние несколько уже даже ввели так называемый «налог на Google». Однако его суть немного отличается от российского. Там агрегаторов новостей заставляют платить за отображение в поиске новостного контента изданиям, которые создали этот контент. По сути, интернет-компания отчисляет местным СМИ деньги от своего дохода.
«Налог на Гугл» в странах ЕС предусматривает компенсационную выплату поисковыми браузерами и online-новостными порталами за применение части текста, который защищен авторскими правами. Это не налоговый сбор, его размер не установлен, но принятый закон дает основание для подачи иска к IT-компании со стороны правообладателя. Это принципиальное различие между российским законопроектом и европейскими», - говорит Сергея Литвиненко.
В Германии такой «налог на Google» ввели еще в 2013-м, в Испании он действует с 1 января 2015 года.
Теги:
налоги, Google, Apple, НДС, интернет-магазин
Закладки:
Комментарии