Правительство все чаще стало сравнивать текущую ситуацию в стране с кризисом 1998 года. Одни говорят, что есть угроза повторения тогдашнего коллапса, другие не видят с той ситуацией ничего общего. В чем же похожи кризисные ситуации разных годов, и насколько сильно они отличаются? В последние два дня разные члены правительство стали активно вспомнинать кризис 1998 года. Глава Минфина Антон Силуанов накануне заявил, что боится повторения 90-х годов. «Наша задача сейчас - привести бюджет в соответствие с новыми реалиями, если мы это не сделаем, то произойдет то же самое, что было в 1998-1999 годах - население заплатит через инфляцию за то, что мы не сделали в рамках приведения бюджета в соответствие с новыми реалиями», - сказал министр, выступая на Гайдаровском форуме.
Глава правительства Дмитрий Медведев и глава Счетной палаты Татьяна Голикова, наоборот, считают, что нынешняя ситуация не имеет ничего общего с тем кризисом.
По словам Медведева, в России сейчас и близко не наблюдается того, что было в экономике в 1998 году, Россия не имеет права поддаться настроениям экономического декаданса и балансировать на уровне роста экономики «плюс-минус ноль». «Мы находимся в принципиально другой экономической ситуации, которая не имеет ничего общего с 1998 годом», - согласилась в четверг Татьяна Голикова.  
В чем же схожесть и главные отличия нынешнего кризиса от того, что было в 90-х?
Нефтяное ралли 
Общее, конечно, это падение цен на нефть. «Сейчас ситуация действительно напоминает российскую историю 1998 года, по крайней мере, резким падением цен на нефть, совпавшим с азиатским кризисом и сопровождающимся спадом в экономике»,  - говорит газете ВЗГЛЯД  старший аналитик ГК Forex Club  Алена Афанасьева.
В начале 1997 года нефть стоила в районе 27 долларов за баррель, в августе 1998 года упала до 12 долларов, но уже в первом квартале 1999 года было пробито дно, и нефтяные котировки поползли вверх, и уже к концу года вернулись до кризисных значений. 
В прошлый раз цены отскочили значительно быстрее. Период низких нефтяных цен длился, по сути, менее полутора лет. На этот раз ситуация принципиально иная. Падение началось в середине 2014 года, зимой 2015 года были пробиты минимумы, в течение прошлого года на какое-то время показалось, что нефть нашла невысокий, но стабильный уровень.  Было понимание, что цены могут долго оставаться невысокими, но мало кто ожидал, что начнется новый виток падения и уход нефти за 30.
Первое отличие в том, что низкие цены на нефть на этот раз – это не временное, а долгосрочное явление. Второе - наблюдается несколько витков падения. Один год нефть уходит к 90 долларам (среднее значение), второй год - стоит 50 долларов, есть риск, что еще целый год они могут быть в районе 40 долларов по году. Более того, и в четвертый год никто не ждет резкого удорожания нефтяных котировок, самое оптимистичное – это возврат хотя бы к 50, максимум к 60 долларам. Резкого взлета нефтяных котировок, как после кризиса 90-х, что во многом помогло России как расплатиться с внешними долгами, так и накопить резервы, на этот раз никто прогнозирует. В текущих условиях это воспринимается скорее как чудо.
Макроэкономическая стабильность
Существенно различие двух кризисов в макроэкономических показателях.  «Сейчас долговая нагрузка в 10 раз ниже уровней конца 90-х: на тот момент она составляла 200% от ВВП,  а к текущему моменту российский долг составляет 20%. Правда, усугубляют ситуацию закрытые иностранные рынки, ограничивающие доступ к дешевой иностранной ликвидности»,  - говорит Афанасьева.
Дефолта 1998 года России явно не грозит. Более того, в правительстве сейчас есть понимание того, что уходить в кредитную кабалу неправильно, и пока к этому нет предпосылок.
В 1998 году дефицит бюджета превышал 6%, сейчас на 2016 года дефицит бюджета пытаются сохранить не выше 3%, именно поэтому все так резко заговорили о необходимости урезать расходы бюджета на фоне еще большего падения цен на нефть.
Центробанк одинаково реагировал на изменение ситуации на внешних рынках – резким ростом ставки рефинансирования (сейчас ключевой ставки) с дальнейшим ее снижением, отмечает первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров» Тамара Касьянова. И в 1998 году, и в 2014 году ставка ЦБ взлетела ввысь. Ценность денег в кризис всегда возрастает.
Однако в прошлый раз ставка  довольно быстро опустилась, хоть и не до кризисных значений, но до вполне низких. Весь 2015-ый год Центробанк тоже понижал ставку, но уже медленно и аккуратно, пристально следя за инфляцией. В этом году, судя по всему, смягчение монетарной политики может еще сильнее затормозиться. Как заявила в четверг первый зампредправления ЦБ РФ Ксения Юдаева, траектория монетарной политики ЦБ будет несколько жестче, чем ожидалось ранее из-за роста инфляционных рисков. В самой худшей ситуации ЦБ допускает и ужесточение своей политики. Инфляционные риски выросли из-за снижения курса рубля на фоне нового обвала нефти. Ставка в 11% остается неизменной с 3 августа 2015 года.
Несмотря на болезненность политики для реального сектора, в целом можно выделить отличия от действий тогдашнего регулятора. Во-первых, в прошлый раз слишком много денег было пущено на спасение рубля. На этот раз резервы так сильно распылять не стали, рубль отпустили в свободное плавание. Как итог в 1998 году доллар подорожал в три раза всего за 8 месяцев, а сейчас его рост носит гораздо более сдержанные масштабы: за два года с января 2014 года рубль подешевел в 2,3 раза, отмечает Афанасьева. 
Во-вторых, сдержанная политика ЦБ позволила избежать гиперинфляции, которая ознаменовала 90-е. Инфляция в 1998 году составила 84,4%, а по итогам 2015 года - 12,9%, указывает Афанасьева.
Важное отличие от 90-х – это объем золотовалютных резервов, накопленных страной. Тогда резервы были крайне малы, сейчас же – это реальная подушка безопасности, которая уменьшилась, но не сдулась даже после 2008-2009 годов. Более того, на этот раз Россия значительно экономней расходует ЗВР, чем в предыдущие кризисы.
Так, в 90-е ЗВР начали падать еще за год перед кризисом 1998 года, сократившись на 25%, а за время кризиса еще на 42%. Во время кризиса 2008 года они сократились на 35%, но потом ЗВР снова продолжили расти. Минфин исправно между кризисами накапливал резервы. Правительство закладывало в бюджет довольно пессимистичную цену на нефть, и каждый год сверхдоходы от нефти и газа откладывали на «черный день». На 1 января 2014 года ЗВР составляли 509,6 млрд долларов, на 8 января 2016 года – 368,1 млрд долларов, то есть за два года резервы страны сократились только на 27,8%. Золотовалютные резервы могут быть использованы как на поддержание курса (на что стараются много не тратить), финансовое регулирование и для оказание помощи разным секторам экономики.
Природа кризиса
В целом ВВП в кризис всегда снижается. Отличие от 1998 года в том, что тогда обвал был резким и острым, ровно как и обратный процесс. Если же посмотреть на статистику ВВП в последние годы, то на этот раз резкого падения не наблюдается. Постепенное замедление экономического роста заметно аж с 2011 года до нуля в 2014-м, а затем постепенный уход в отрицательное поле.
В этом еще одно важное отличие от кризиса 1998 года, когда был резкий и жесткий дефолт, тогда как на этот раз драйверы роста российской экономики начали иссякать задолго до того, как началась неразбериха и нестабильность на нефтяном рынке, геополитическое и санкционное давление. 
Политическая и социальная стабильность
Имеются также геополитические, внутреннеполитические и социально-экономические отличия. Санкционнное давление, безусловно, утяжеляет кризисные явления. В конце 90-х западное сообщество было куда более дружественно настроено по отношению к России.
С другой стороны, работа правительства сейчас стабильна. В 1998 году оно было, можно сказать, неопытное, в самое тяжелое предкризисное время управлять правительством неожиданно стал молодой Сергей Кириенко – в конце марта 1998 года. Наблюдалась внутриполитическая возня, которая мешала работать и так в стрессовой ситуации.
Сейчас в правительстве работают люди как минимум прошедшие кризис 2008-2009 годов. Отвлекающих вещей от борьбы с кризисом куда меньше. Хотя геополитическое противостояние привносит свои особенности. Но здесь была сделана попытка обернуть негатив от санкций в пользу для страны, и статистика по сельскому хозяйству доказывается, что как минимум эта отрасль получила свои дивиденды.
Еще одно важное отличие нынешнего кризиса от 1998 года, на которое, в частности, указывал бывший директор МВФ в России Мартин Гилман – это отсутствие паники. Тогда люди бегали по улицам, толкались в банках, требуя вернуть им их деньги, так как был панический страх девальвации и гиперинфляции. Кроме того, начали лопаться крупные банки. Кризис 1998 года отмечался резким ростом безработицы, задержки зарплат были пугающими, все это выливалось в демонстрации разгневанных граждан.
Точечную панику Россия пережила лишь в «черный вторник» 17 декабря 2014 года, от которой к концу недели не осталось почти ни следа. Россияне не стали массово требовать свои вклады обратно, а имеющиеся свободные средства спустили в магазинах, в основном, на покупку техники. Расчистка банковского сектора за счет отзыва лицензий и обеспечение защиты вкладов населения позволили избежать массовой и затяжной паники. Наоборот, во второй половине 2015 года население перешло к сбережению средств на банковских счетах. Причем, в большинстве своем на рублевых счетах. Удержание низкого уровня безработицы в 2014-2015 годах, выполнение социальных обязательств, не смотря на кризис – отличие текущего кризиса.
Собственно, оптимистичные реляции министров в прошлом году тоже имели под собой цель – избежать панических настроений.  Пережив тяжелый год, россияне уже вполне спокойно наблюдают за происходящим на сырьевых и валютных рынках.
«Экономика страны серьезно изменилась с тех времен. Несмотря на сохраняющуюся зависимость от цен на нефть, производственные возможности России сейчас гораздо шире. В стране стабильная политическая ситуация, нет серьезных проблем с социальной напряженностью»,  - констатирует Татьяна Касьянова из «Российского клуба финансовых директоров».
«Добавлю важный факт - в текущих условиях экономика не на 90% зависит от продаж нефтепродуктов. Вклад доходов от нефти и газа в ВВП России не превышает 16 %. Вы неоднократно слышали о доле углеводородов в экспорте России в размере 70%, но это в экспорте, а в ВВП она в разы ниже. Хотя стоит признать: наибольшая проблема зависимости нашего бюджета от нефтяных поступлений все еще осталась»,  - говорит Алена Афанасьева.
Сила 
Если в 1998 году России пришлось полностью перезагрузить слабые политическую и экономическую структуру, то сейчас у страны гораздо больше возможностей для противостояния кризису: пересмотр бюджета, пересмотр внутренней политики, пересмотр экономической политики, более жесткие меры контроля за расходованием госсредств и т.д, отмечает Касьянова.
«Поступлений в бюджет достаточно для проведения необходимых реформ, не стоит исключать и возможность внешних займов, например в Китае. Если у российского руководства получится грамотно воспользоваться этими возможностями, то у страны будет шанс выйти из кризиса более сильным государством», - добавляет собеседник.
Более долгосрочное будущее страны будет зависеть от того, решиться ли либеральное правительства на структурные реформы, или продолжит действовать точечно, борясь с отдельными проявлениями кризиса, в ожидании удорожания нефти. В противном случае, в игру может вступить и Сергей Глазьев со своей программой жесткого госконтроля и ориентацией на внутренние ресурсы. 


Теги: 
Экономика России, кризис




Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх