В 2015 году в России и странах антигитлеровской коалиции отметят 70-летие победы над нацистской Германией. У еврейского народа к нацистам и их пособникам особые счеты. В результате геноцида в Европе были уничтожены более шести миллионов евреев. Сотни тысяч сражались в рядах Красной армии и армий союзников. О Дне Победы, его значении для еврейского народа и месте праздника в иудейском религиозном календаре "Лента.ру" побеседовала с раввином Шимоном Левиным.
"Лента.ру": В прошлом году в еврейском календаре появился некий аналог 9 мая. Зачем это нужно? Неужели недостаточно общего Дня Победы?
Шимон Левин: Это не аналог, День Победы - он один для всех, для России, для Израиля, для Европы и Америки, для всего мира этот праздник одинаковой значимости. Но дело в том, что у еврейского народа есть свой календарь, лунно-солнечный, и 9 мая 1945 года по григорианскому календарю выпало на двадцать шестое ияра 5705 года. Поэтому возникла инициатива, горячо поддержанная раввинами в Израиле, внести этот день в еврейский календарь как памятную дату, как День спасения и освобождения, потому что в этот день весь мир благодаря Всевышнему и мужеству солдат был спасен от той огромной опасности, которая ему грозила. А выжившие обрели надежду на новую жизнь. Мы хотим, чтобы даже через сто, двести или тысячу лет мы все еще помнили и отмечали этот день, как отмечаем другие религиозные праздники и памятные даты. Фактически праздник канонизируется, входит в вечность.
Вы упомянули религиозные праздники, но какое отношение к ним имеет День Победы?
В еврейском календаре есть религиозные праздники, такие как Пасха, например. После канонизации последнего из них в 165 году до нашей эры мы не имеем права вносить в эту часть календаря изменения. Но есть еще такое понятие, как "памятные даты". Еврейский мудрец и философ Маймонид пишет, что это заповедь - помнить и отмечать памятные события, вносить их в календарь. День Победы похож на такие праздники, как Пурим или Ханука, в честь спасения еврейского народа от духовного или физического уничтожения. Но есть и более поздние памятные даты, например, День скорби по жертвам Холокоста. Или можно взять примеры из Средних веков: когда в одной из еврейских общин случались какие-то чудеса или была опасность, которая миновала, то общины отмечали этот день.
То есть праздники, вроде Хануки или Пурима, тоже своего рода дни победы, сейчас имеют статус всеобщих религиозных праздников? Есть ли такие же шансы у Дня спасения и освобождения?
День, когда отмечается Ханука, не был днем окончательной победы (вообще, сложно сказать, что там была окончательная победа, потому что евреи и Израиль не освободились от власти греков), но это был день спасения, когда Маккавеи вернулись в Иерусалимский Храм и стало понятно, что вот храм очищен, вот опять зажгли менору, мы не погибнем и не растворимся в истории, мы останемся народом со своей религией и традицией. То же самое Пурим - это день спасения...... (http://lenta.ru/articles/...)
Комментарии