![](http://img.vz.ru/upimg/m65/m650580.jpg)
Пересадить первых лиц государства на отечественные автомобили должен будет ФГУП «НАМИ». Дмитрий Медведев распорядился сделать этот институт единственным исполнителем госзаказа, что позволяет заключить контакт с ним без конкурса. Между тем, на этот проект претендовали также группа «ГАЗ», московский «ЗИЛ» и Marussia Motors Николая Фоменко. После многолетних обсуждений чиновники, наконец, выбрали, кто будет заниматься проектом «Кортеж» - созданием президентского лимузина. ФГУП «НАМИ» определено единственным исполнителем госзаказа на выполнение «пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающего создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране».
Такое распоряжение премьер Дмитрий Медведев подписал в пятницу, 13 сентября, оно опубликовано на сайте правительства. Это позволяет заключить контракт без проведения конкурса. Заказчиком проекта является Минпромторг.
Сейчас для перевозки российского руководства используются автомобили Mercedes. В частности, президент Владимир Путин ездит на Mercedes-Benz S-Guard Pullman. И это первый с советских времен практический шаг по созданию отечественных автомобилей для VIP-персон. Хотя речь о нем идет уже почти десятилетие.
Проект по созданию президентского лимузина под названием Monolit появился еще в 2004 году по инициативе ЗАО «Депо-ЗИЛ». В 2006 году организация получила заказ от Федеральной службы охраны на разработку такой машины. Потом полномочия по реализации проекта были переданы Минпроторгу, которое активизировало работу по нему лишь после того, как в апреле 2012 года Владимир Путин напомнил о том, что планирует пересесть на лимузин российского производства. Так и появился проект «Кортеж».
Московский ЗИЛ, спасенный московскими властями от банкротства, продолжает ежегодно собирать пять-семь представительских лимузинов стоимостью около 300 тыс. евро. Однако в этом проекте оказался не у дел. Хотя в прошлом году «Депо-Зил» даже показал, созданный вместе с заводом «АМО ЗИЛ», уже готовый новый концепт-кар лимузина типа Pullman представительского класса для высшего руководства страны. Модель назвали ЗИЛ-4112Р, которую разработчики поставили в один ряд с Maybach и Rolls Royce.
Однако Минпромторг заявил, что рассматривает лишь два предложения по созданию российского лимузина: от группы «ГАЗ» и от научно-исследовательского института НАМИ совместно с Marussia Motors (владеет известный шоумен Николай Фоменко). Тогда глава ведомства Денис Мантуров говорил, что в любом случае выбирать будет «руководство нашей страны».
Цена вопроса#{bigimage=745442}
Стоимость реализации проекта оценивалась от 4 до 15 млрд рублей. По словам Мантурова, если использовать готовые модели в симбиозе с «ГАЗом», то сумма составит около 4 млрд рублей, если создавать совершенно новую модель, как предлагала «Маруся», то около 15 млрд рублей. При этом, у обоих предложений была бюджетная и небюджетная составляющая финансирования. Если создавать автомобиль с нуля, то машина будет готова примерно к 2017 году, если с использованием готовых шасси «ГАЗа», - то чуть раньше, рассказывал Мантуров.
С учетом того, что руководством страны был выбран ФГУП «НАМИ» под этот проект, то лимузин будет создаваться с нуля как минимум за 15 млрд рублей и появится не ранее 2017 года.
Стоит сказать, что Минпромторг еще в мае определился, что головной структурой, которая будет реализовывать этот проект, точно будет «НАМИ». Однако «нельзя полагаться только на одну компанию», работа над проектом должна вестись в кооперации с компанией, которая имела опыт создания такого рода автомобилей, говорил Мантуров. Претендентами для сотрудничества ведомство называло группу «ГАЗ», московский «ЗИЛ» и Marussia Motors. Впрочем, Минпромторг допускал возможность привлечения к работе также иностранных автопроизводителей, имеющих производственные площадки в России.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов не исключает, что несмотря на выбор единственного исполнителя госзаказа в лице ФГУП «НАМИ», другие претенденты тоже смогут принять участие в проекте, но уже в качестве субподрядчиков. «Не исключено, что в предстоящие месяцы как раз будут обсуждаться все нюансы проекта, технические аспекты, будут искаться поставщики, возможные инженерные решения. Так что пока ничего отвергаться не будет, в том числе и возможность использовать готовые платформы кого-то из автопроизводителей», - полагает Баранов.
Будет ли «НАМИ» привлекать к сотрудничеству «Марусю» (как минимум на стадии разработки новой платформы) пока неизвестно. Площадка для производства нового автомобиля пока также не названа. Ей может стать и московский «ЗИЛ», и завод группы «ГАЗ» или один из российских заводов зарубежных автопроизводителей.#{bigimage=597404}
В группе «ГАЗ» отказались комментировать проект отечественного лимузина, в «Марусе» не ответили на запрос. В пресс-службе ФГУП «НАМИ» газете ВЗГЛЯД отказались подробней рассказать о проекте, пока не подписан контракт с Минпромторгом, где будут обозначены все сроки и финансовая составляющая проекта. При этом, в институте выразили уверенность, что никто затягивать с подписанием этого контракта не будет, оно ожидается «в ближайшее время».
Не только для президента
Между тем, проект «Кортеж» не ограничивается созданием только президентского лимузина отечественного производства. Это лишь одна задача, а вторая цель - получить коммерческий эффект от этого проекта. Поэтому кроме президентского лимузина он предполагает также создание еще двух сегментов автомобилей – для госчиновников и отдельно для массовых потребителей.
Платформа и шасси автомобилей будут едиными, но для каждого сегмента потребителей будут свои доработки и особенности. Проект «Кортеж» должен стать коммерчески интересным для частных инвесторов, чтобы они также вложили свои средства, объясняли в ведомстве.
Ранее в СМИ появилась информация, что в рамках программы планируется организовать полноценную разработку и производство целого семейства автомобилей представительского класса - лимузина, седана, купе, внедорожника и минивэна, построенных на единой модульной платформе. Они должны обладать двигателями мощностью 250–450 лошадиных сил, соответствующих экологическому классу «Евро-6», оригинальной автоматической трансмиссией и электронными блоками управления, а также системой полного привода и силовыми модулями кузова.
Само по себе отсутствие собственного российского автомобиля для первых лиц государства выглядит, по меньшей мере, странно, и дает повод для шуток иностранцам, считает Дмитрий Баранов. «Ведь сложнейшую задачу по запуску человека в космос мы выполнить в состоянии, а создать автомобиль для первых лиц государства Россия не может», - замечает эксперт.
Создание наряду с автомобилем для первых лиц государства еще и его коммерческой версии также логично. Рынок сбыта уже есть (особенность менталитета россиян – приблизиться к «богатым и знаменитым»), и это поможет не только покрыть расходы на разработку новой машины, но и получить неплохую прибыль, считает Баранов.В целом создание новой модели автомобиля «с нуля» и запуск ее в производство обходится мировым производителям в 500-700 млн долларов, говорит аналитик Инвесткафе Андрей Шенк. Поэтому 15 млрд рублей должно хватить на создание нового автомобиля представительского класса.
«Данный проект вряд ли существенно поддержит отечественный автопром в краткосрочной перспективе, однако в долгосрочной перспективе позволит российским производителям выйти в премиум-сегмент, который сейчас недоступен российскому производителю», - отмечает Шенк.
Теги:
автомобили, правительство, чиновники
Закладки:![Google Bookmarks Google Bookmarks](http://www.vz.ru/images/bookmark/google.png)
![del.icio.us del.icio.us](http://www.vz.ru/images/bookmark/delicious.png)
![Ma.gnolia Ma.gnolia](http://www.vz.ru/images/bookmark/magnolia.png)
![News2.ru News2.ru](http://www.vz.ru/images/bookmark/news2ru.png)
![БобрДобр.ru БобрДобр.ru](http://www.vz.ru/images/bookmark/bobrdobr.png)
Комментарии