Председатель правительства Дмитрий Медведев счел проведение пилотного проекта по развитию региональных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе перспективным. Об этом свидетельствует выделение дополнительных денег. Кроме того, можно говорить, что проект окажет эффект на развитие авиастроения. Новые субсидии
Пилотный проект по развитию авиационных перевозок в Приволжском федеральном округе получил сразу несколько бонусов. Во-первых, правительство России намерено выделить дополнительно 150 млн рублей на финансирование этой программы, доведя общую сумму до 450 млн рублей.
Во-вторых, срок действия программы предлагается увеличить с 30 ноября по 31 декабря 2013 года. Этот проект внесен на рассмотрение в правительство. Кроме того, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьерами в Горках сообщил о расширении субсидий на авиаперевозки в ПФО. Если раньше субсидировалась половина стоимость перелета авиапассажира, то теперь к этому прибавляется субсидирование авиакомпаний, которые развивают новые маршруты и увеличивают частоту полетов.
Пилотный проект, о котором идет речь, смог протолкнуть в жизнь приволжский полпред Михаил Бабич. Его история берет начало в декабре 2011 года, когда на совещании «Об обеспечении доступности авиационных перелетов» в Магадане Владимир Путин принял решение о необходимости разработки такого проекта. Через год проект по развитию авиаперевозок в ПФО был представлен и одобрен на совещании у Дмитрия Медведева. Старт был дан 1 апреля текущего года.
На проект возлагаются большие надежды. Как рассказывал министр транспорта Максим Соколов, пассажиропоток авиаперевозок в ПФО в 2013 году планируется увеличить в пять раз по сравнению с 2012 годом – до 170 тысяч человек. До проекта только 7% жителей ПФО пользовались авиатранспортом для перемещения внутри округа. Благодаря проекту экономия времени пассажиров в пути, по сравнению с поездками наземным транспортом, оценивается в 1,5 млн часов в год.
Позже Соколов приводил следующие цифры. Средняя себестоимость перевозок на региональных и местных авиалиниях в расчете на кресло-километр в России в разы выше, чем на магистральных авиаперевозках. На магистральных себестоимость составляет примерно 2,5 рубля, на региональных – 5 рублей, на местных – 35. Такая высока цена на местные перевозки достигается за счет того, что в ряде случаев используют вертолеты, что гораздо дороже, сообщает НИА Нижний Новогород. Этим вызвана необходимость в субсидиях.
Первые результаты
Механизм субсидирования работает по конкретным пассажирам. Пассажир оплачивает 50% стоимости регионального перелета, остальные 50% субсидируются из федерального и регионального бюджетов на равной основе. Всего субсидии распространяются на 114 утвержденных маршрутов. Базовым перевозчиком назначена авиакомпания «Татарстан». В качестве привлекаемых перевозчиков определены «Ак Барс Аэро», «ЮТэйр» и «Авиа Менеджмент Групп».
Как отметил в понедельник на совещании у Медведева вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, практика реализации пилотного проекта показала, что решение было эффективным, объем перевозок увеличился в 2,5 раза, за два месяца были перевезены 40% от всего прошлогоднего уровня перевозок. «По нашим расчетам, продление этого пилотного проекта до 31 декабря с расширением инструментария субсидий позволит увеличить общее количество перевезенных пассажиров до 90 тысяч человек», - цитирует его ПРАЙМ. Как видно, до 170 тыс., о которых говорил Соколов, количество сильно не дотянет.
По словам аналитика «Инвесткафе» Киры Завьяловой, пока рано делать однозначные выводы, поскольку итоги подведены только за первые два месяца работы проекта. «Если исходить из официально объявленных данных, свидетельствующих о 18 тыс. человек, воспользовавшихся рейсами в рамках реализуемой программы, то результаты в целом посредственные. Они подразумевают пассажиропоток в 2250 человек по округу в неделю, или чуть более 300 человек в день», - сказала она газете ВЗГЛЯД.
Михаил Бабич говорил о том, что до 2016 года опыт Приволжского федерального округа по организации межрегиональных авиаперевозок будет распространен на всей территории страны. По мнению Киры Завьяловой, действительно, вполне можно ожидать распространения такой практики на другие регионы, но одних только субсидий мало. «Эта мера сама по себе его тоже вряд ли обеспечит, особенно принимая во внимание недостаток платежеспособного спроса и низкую плотность населения в некоторых регионах», - отметила она.
Развитие авиастроения
Кроме того, Михаил Бабич отдельно подчеркивал значимость проекта для развития отечественного авиастроения. По его словам, власти округа ведут переговоры с рядом иностранных авиакомпаний, чьи самолеты уже присутствуют на российском рынке. «Мы рассматриваем Самару, Ульяновск, при определенных условиях Нижний Новгород и Оренбург. Это будет не отверточная сборка. Есть модели иностранных самолетов, где до 30-40% комплектующих мы можем производить в России. Если к этому добавить собственные разработки, то наша задача довести до 60-70% локализацию той или иной модели самолета на российских производствах», - приводит его слова официальный сайт полпреда в Приволжском федеральном округе.
На старте реализации проекта привлекались новые иностранные суда, например, 3 самолета L410 у ФГУП «Аэропорт «Оренбург», 6 самолетов Pilatus – у «Авиа Менеджмент Групп». 15 самолетов марки Cessna будет у Авиакомпании «Татарстан» - 3 самолета куплены в апреле, 3 – в мае и 9 – будет в сентябре. Как ожидается, при дальнейшем развитии программы, в том числе и в других федеральных округах, потребуется большее количество самолетов (более 100 бортов).
Дворкович на том же совещании сообщил, что канадские и чешские производители самолетов ведут переговоры о локализации производства самолетов в России. «На данный момент наиболее активные переговоры идут по локализации производства самолета L-410, который сейчас производится в Чехии, но владельцами завода являются российские инвесторы. Кроме того, идут переговоры с канадскими производителями о пока еще частичной локализации производства в России соответствующих типов самолетов», - сказал вице-премьер. Речь идет о среднемагистральном пассажирском самолете для местных авиалиний Bombardier Q-400. Канадская компания и ранее хотела наладить его сборку в России, но до окончательного решения дело не дошло.
Теги:
авиация, регионы, авиапром
Закладки:
Комментарии