ФАС одобрила слияние двух крупнейших в России ритейлеров на рынке электроники и бытовой техники - «М.Видео» и «Эльдорадо». В России появится четвертый по обороту ритейлер, уступающий по выручке только X5 Retail Group, «Магниту» и Auchan. Однако компании придется продать часть магазинов в тех регионах, где новая сеть может стать монополистом. ФАС все-таки одобрила прошение сети бытовой техники и электроники «М.Видео» на покупку 100% конкурирующей сети «Эльдорадо» у чешского владельца PPF Group. «Мы одобрили это ходатайство и выдали предписание», - заявил замглавы ведомства Андрей Кашеваров, передает «Прайм».
Хотя спустя два месяца после получения 18 апреля ходатайства, в ФАС не исключали, что могут отказать «М.Видео» в покупке своего ближайшего конкурента. «Я не исключаю отказа, более того это очень вероятно», - заявил тогда глава антимонопольного ведомства Игорь Артемьев. Главной причиной сомнений ФАС был тот факт, что в некоторых регионах совокупная доля торговой сети в случае сделки превысит 50%.
Кашеваров уточнял, что, по предварительным расчетам, в 10 из 40 регионов совместного присутствия компаний их доля, включая интернет-торговлю, превышает 50%. Хотя в целом по России торговая сеть не выйдет за порог доминирования в 35% (определенный ФЗ «О торговле»).
Впрочем, ФАС удовлетворило ходатайство с выдачей предписания. Согласно нему, «М.Видео» в течение 6 месяцев после завершения сделки должна сократить количество магазинов 35 регионах России до 35%, заявила пресс-служба ФАС, передает ИТАР-ТАСС.
В частности, ритейлеров предписано сократить присутствие на рынках рынках Москвы и Московской области, Северо-Западного региона (Архангельской, Вологодской, Псковской, Нижегородской областях), Краснодарском и Ставропольском краях, республике Татарстан, а также в Иркутской, Новосибирской и Кемеровской областях. Таким образом, компания после сделки не сможет стать монополистом на рынке бытовой техники.
Кроме того, «М.Видео» предписано создать недискриминационный доступ для поставщиков аудио-, видео- и бытовой техники.
Стороны официальных комментариев по этому поглощению не предоставляли. Представитель «М.Видео» Антон Пантелеев лишь отмечал, что повышение акционерной стоимости может происходить, в том числе, и за счет консолидации.
Во сколько «М.Видео» может обойтись покупка конкурента, эксперты оценили по-разному. Одни считают, что 100% «Эльдорадо» может стоить 1-1,5 млрд долларов, другие, что стоимость не превысит оценки компании в 2011 году с учетом роста за это время, то есть где-то 540 млн долларов.
Напомним, что основатель «Эльдорадо» Игорь Яковлев еще в 2008 году из-за финансовых проблем продал контрольный пакет PPF, а вскоре чехи увеличили свою долю до 100%.
Впервые ритейлеры стали обсуждать возможность слияния еще в 2011 году. Причем, тогда предполагалось, что поглотителем наоборот выступит чешская PPF Group, владеющая «Эльдорадо». Основной акционер компании - кипрская Svece Ltd, принадлежащая Александру и Михаилу Тынкованам и Павлу Брееву. Однако затем переговоры были прекращены.
Сейчас продажи у «М.Видео» растут быстрей, чем у конкурента. Хотя у «Эльдорадо» по-прежнему больше магазинов – 404 торговые точки в 173 городах России против 296 магазинов в 127 городах у «М.Видео».
Выйдет в перед
На розничном рынке бытовой техники «М.Видео» занимает сейчас лидирующие позиции. А в рейтинге всех крупнейших российских ритейлеров за 2012 год, «М.Видео» с оборотом в 133,6 млрд рублей (без НДС), занимает шестое место, а «Эльдорадо» с оборотом в 95,3 млрд рублей – девятое место.
Новая объединенная компания может стать четвертой по обороту розничной компанией в России. Ее выручка (без НДС) составит 228,9, если считать по итогам 2012 года. Впереди останутся лишь X5 Retail Group с выручкой в 490 млрд рублей, «Магнит» - 448,5 млрд рублей и Auchan – 255 млрд рублей. При этом, объединенная сеть магазинов бытовой техники обгонит по обороту таких ритейлеров как Metro Group, «Дикси групп», «О`кей» и «Ленту».
Консолидация двух крупных сетей позволит новому игроку снизить затраты, лучше управлять логистикой и стать более эффективным. На фоне прихода на рынок западных игроков и бума интернет-магизинов такая это позволит новой компании удержаться на плаву.
По данным аналитика «Инвесткафе» Дарьи Пичугиной, доля рынка «М.Видео» в целом по России составляет порядка 12,2%, а доля «Эльдорадо» - 8,6%. Соответственно, в целом они занимают 20,8% рынка, что вполне в рамках закона.Однако претензии имеются по отдельным регионам, где доля объединенной компании составляет более 50%. «Это означает, что «М.Видео» придется расстаться с некоторым количеством собственных магазинов. Основная проблема здесь в том, что эти магазины могут быть гораздо более привлекательно расположены для покупателя и иметь более высокую рентабельность, чем те торговые точки, которые будут приобретены в ходе покупки «Эльдорадо», - указывает эксперт.
Впрочем, по ее мнению, закрытых магазинов будет немного, и они будут располагаться в основном в небольших городах, где конкуренция довольно низкая. «То есть значительного влияния на выручку это не окажет, особенно учитывая, что «М.Видео» не замедляет темпы открытия новых магазинов, несмотря на возможность сделки. Так, за первые 5 месяцев года были открыты 14 торговых точек», - добавляет аналитик.
«Поэтому большой угрозы для сделки все-таки нет. Выгода для «М.Видео» очевидна, и компания, скорее всего, будет готова пойти на некоторые уступки, особенно учитывая, что даже при выполнении условий ФАС доля рынка объединенной компании останется значительной», - говорит собеседник газете ВЗГЛЯД.
А вот корректировки ценовой политики стоит ожидать меньше всего, считают эксперты. «Повышение цен вряд ли будет иметь место. У «М.Видео» в договорах с поставщиками заложена маржа, поэтому они получают столько рентабельности, сколько им нужно, и рост цен им просто не нужен. К тому же повышение цен приведет к перетеканию потребителей в другие магазины, даже если их немного. В России работают и другие продавцы электроники – Media Markt, «Техносила», «Эксперт» и т.д.», - отмечает Дарья Пичугина.
По ее мнению, цены в магазинах нового игрока оставаться на прежнем уровне в обеих сетях. Однако эксперт не исключает, что рост цен возможен в случае, если конкретный магазин «Эльдорадо» будет переделан под формат «М.Видео».
Теги:
бытовая техника, ритейл
Закладки:
Комментарии