США надеются на новый нефтяной бум в стране благодаря возрождению Пермского нефтегазоносного бассейна (штат Техас). В ближайшие годы именно это месторождение станет новым источником добычи сланцевой нефти и газа, говорят одни эксперты. Газовые проекты могут оказаться удачными, но вот сланцевый нефтяной пузырь, скорее всего, лопнет, предрекают другие. «Если Соединенные Штаты достигнут энергетической независимости, то это произойдет благодаря Пермскому бассейну», – уверен техасский железнодорожный комиссар Дэвид Портер, которого цитирует FT.
Пермский нефтегазоносный бассейн, вытянутый с запада Техаса до Нью-Мексико, почти столетие был сердцем нефтяной промышленности США. Рост добычи, потом падение и снова рост рассказывают историю самих США как производителя энергии и являются ключом к пониманию будущего нефтяной отрасли страны, пишут журналисты FT.
10 лет назад Пермский бассейн пережил кризис на фоне падения цен на нефть и в связи с тем, что с 1973 года из скважин стали добывать с каждым годом все меньше и меньше нефти. Компании и жители молили о новом нефтяном буме, и их молитвы были услышаны. За последние пять лет добыча нефти в Пермском бассейне выросла почти на 50%. Производство в Техасе удвоилось за последние три года, достигнув самого высокого уровня с 1980 года, отмечает издание.
Компания Chevron, которая ведет здесь добычу, говорит, что сейчас идет возрождение Техасского бассейна в плане добычи нефти. Если пять лет назад в Пермском бассейне было около 200 буровых установок, то в прошлом году их число достигло 400.
Положительное воздействие на экономику района трудно переоценить. Вдоль дороги висят плакаты с предложениями работы для водителей коммерческих грузовиков и помощников в рестораны и бары. Безработица в городе Мидлан, штат Техас, составляет всего 3,4% по сравнению со средним уровнем безработицы в США в 7,6%. Город оказался в числе самых быстрорастущих в прошлом году. Люди приезжают сюда работать, причем в большинстве своем молодые, говорит представитель Chevron.
Мировой рынок нефти ждут радикальные изменения в течение следующих 5–10 лет. Сланцевая революция в США, рост добычи нефти в Канаде и сдвиг основного спроса на нефть со стороны развивающихся стран приводят к изменению методов добычи и структуры потребления во всем мире.
Что касается Пермского бассейна, то здесь до сих пор в большей степени используются старые способы добычи, а новые технологии только-только начинают развиваться. Как раз это и вселяет оптимизм американских экспертов, которые ждут дальнейшего роста добычи нефти в Пермском бассейне.
Бурение так называемых горизонтальных скважин позволит извлечь нефть и газ из сланцев, что раньше считалось коммерчески нежизнеспособным методом, говорит эксперт AT Kearney Эрве Вильчинский. И хотя сейчас в Пермском бассейне по-прежнему бурятся в основном традиционные вертикальные скважины, все изменится в течение следующих нескольких лет благодаря инвестициям компаний в регионы, богатые сланцевыми месторождениями, такие как Wolfcamp и Cline, добавляет он.
К примеру, сейчас Chevron только четверть своих скважин в регионе бурит горизонтальным способом, тогда как три четверти – вертикальным способом. Однако в ближайшие годы эта пропорция изменится, компания будет добывать половину сырья традиционным способом, а другая половина придется на сланцы. Нефтяной гигант собирается увеличить количество буровых установок с 23 до около 36 к 2017 году, пишет FT.
В Пермском бассейне было добыто всего около 29 млрд баррелей нефти с того момента, как в 1921 году была пробурена первая скважина. По оценке эксперта из Гарвардского университета, запасы нефти, в том числе трудноизвлекаемой, составляют 50 млрд баррелей, что примерно в два раза больше запасов только обычной сырой нефти.
Однако аналитики Bernstein Research предупреждают, что сланцевая революция в Пермском бассейне может произойти не так быстро, как на месторождениях Баккен и Игл Форд. Это два самых успешных молодых месторождения США, благодаря которым свершилась сланцевая революция. Добыча нефти в США выросла на 43% по сравнению с 2008 годом – до 6,5 млн баррелей в сутки. Это самый высокий показатель для страны за последние несколько десятилетий.
Аналитики Bernstein Research указывают, что число горизонтальных скважин в Пермском бассейне растет намного медленней, а количество действующих буровых установок на самом деле даже сократилось по сравнению с прошлым годом. Бум добычи сланцевой нефти был обусловлен тем, что компании бурили в наиболее продуктивных местах, однако для расширения добычи теперь придется идти в более сложные с геологической точки зрения районы. Так, из горизонтальной скважины в Пермском бассейне в среднем можно добыть в общей сложности около 120 тыс. баррелей нефти по сравнению с почти 300 тыс. баррелей в Игл Форде и 350 тыс. баррелей в Баккене. Это делает добычу еще более дорогой.
Правда, американские компании активно пытаются снизить затраты при разработке сланцевых месторождений, учась на собственном опыте и придумывая новые способы сокращения расходов. Так, небольшая американская нефтяная группа Hess снизила стоимость бурения скважины для добычи сланца в Баккене до 8,6 млн долларов в первом квартале 2013 года по сравнению с 13,4 млн долларов годом ранее.
Тем не менее чтобы добыча сланцев была коммерчески жизнеспособной, цена на нефть должна быть не менее 80 долларов за баррель и выше. Если цена на нефть в мире резко падает, добыча сланцевой нефти в США может снова пойти вниз, указывают эксперты FT.
В этом году нефть марки WTI балансирует в диапазоне 88–98 долларов за баррель. За последние два года этот коридор составил 77–109 долларов. Пока объективные факторы говорят скорее в пользу дальнейшего роста цен, однако ничего нельзя исключать в будущем.
Как говорит газете ВЗГЛЯД аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева, если горизонтальный способ бурения для добычи трудноизвлекаемой нефти и газа начнет активнее применяться в Техасе, то производительность скважин действительно резко увеличится. Однако технологии горизонтального бурения в несколько раз дороже остальных, они увеличивают себестоимость сырья и делают добычу невыгодной, поэтому сейчас только единичные компании могут позволить себе их использование, добавляет эксперт.
«Если США хотят доминировать на нефтяном рынке, то компаниям предстоит продолжать вкладывать гигантские суммы в разработку и внедрение новых технологий добычи такой нефти, при этом большая часть инвестиций будет уходить на поддержание рентабельности сланцевой добычи, где наблюдается слишком высокий процент износа», – говорит газете ВЗГЛЯД аналитик ИФК «Солид» Гульназ Галиева.
Согласно уже приобретенному опыту американских компаний, инвестиции в сланцы недальновидны и могут привести к убыткам, добавляет она.
Так, в прошлом году флагман американской сланцевой революции и второй после Exxon Mobil производитель газа компания Chesapeake Energy продала участок в 1 млн акров как раз в Пермском бассейне Техаса, потеряв порядка 2,5 млрд долларов. Этот участок приобрел консорциум Shell и Chevron, при этом цена сделки составила 3,3 млрд долларов, хотя Chesapeake на него потратила 6 млрд долларов. «Поэтому уже не все компании смотрят на сланцы с оптимизмом: так, для Chesapeake это обернулось убытками», – указывает Галиева.
«Сланцевая нефть по определению не может быть дешевле, чем традиционная, запасов которой во всем мире пока в избытке. Поэтому сланцевая революция похожа на пузырь, который в ближайшие несколько лет может лопнуть», – считает Кокорева.
«Возможно, Америка продолжит гнуть линию перспектив сланцев, все будет удачно складываться с газовыми проектами, но сланцевый нефтяной пузырь требует слишком рискованных предприятий, что в условиях кризиса в мировой экономике никому не выгодно», – соглашается Галиева.
Теги:
связь, добыча нефти
Закладки:
Комментарии