Французский владелец Росбанка банк Societe Generale сокращает сотни рабочих мест в московских офисах. После скандала с председателем правления Росбанка Владимиром Голубковым снова заговорили о том, как сложно иностранным банкам вести бизнес в России. О том, что Societe Generale сокращает персонал в московских офисах Росбанка, сообщает Bloomberg со ссылкой на двух источников, знакомых с ситуацией. Таким образом французская компания продолжает политику снижения расходов.
Всего Росбанк насчитывает 13 500 сотрудников. Societe Generale, будучи вторым по рыночной стоимости банком Франции, нацелился на то, чтобы к 2015 году сэкономить 900 млн евро в целом по всем подразделениям, причем половину из этой суммы получить за счет потребительского банковского бизнеса. Об этом Societe Generale сообщал 7 мая.
«Вряд ли стоит связывать сокращение персонала с коррупционным скандалом в Росбанке. Ведь стратегия по сокращению издержек, в том числе за счет уменьшения численности персонала, была заложена Росбанком еще ранее. Кроме того, сейчас практически все банки прибегают к такой процедуре, ведь с недавних пор с разрешения Банка России кредитные организации смело могут заменять большую часть филиалов операционными офисами, которые не имеют бэк-офисных функций, а также позволяют размещаться на сравнительно небольшой площади помещения (в пределах 140–160 квадратных метров), при этом оказывать такой же комплекс услуг для населения, как и в случае с филиалом», – сказала газете ВЗГЛЯД аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова.
Французский банк соединил сеть Росбанка со своей другой сетью в России – BSGV – в 2011 году. А уже в период между августом 2011 и концом 2012 года в Росбанке было сокращено 2 700 позиций, согласно годовому отчету. Societe Generale принадлежит 82,4% банка, в который входит 700 подразделений в 340 российских городах. К 2015 году Societe Generale планирует создать «уникальную команду и единую корпоративную культуру в российских подразделениях», включая модернизацию информационных систем, говорится в презентации Росбанка. В ней также говорится об оптимизации и перепрофилировании персонала.
Планы Societe Generale омрачились на прошлой неделе самым неожиданным образом. Сотрудники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России провели операцию по задержанию председателя правления Росбанка Владимира Голубкова в его рабочем кабинете. Когда полицейские вошли к нему, у него на столе лежало 10 пачек пятитысячных купюр. Эти деньги, по версии следствия, были последней частью суммы, превышающей миллион долларов и переданной Голубкову в качестве подкупа. Самое ужасное, что все это было снято на камеру.
«По версии следствия, Голубков потребовал через (старшего вице-президента банка Тамару) Поляницыну от представителя коммерческой организации более миллиона долларов за увеличение срока погашения займа и уменьшение процентов по многомиллионному валютному кредиту. В течение 2012–2013 годов он получил эту сумму несколькими траншами. При получении последней части требуемой суммы в 5 млн рублей Голубков и Поляницына были задержаны», – сообщил в четверг СК РФ. Голубкову грозит до семи лет лишения свободы.
Ранее говорилось, что общая сумма взятки составляла 1,5 млн долларов, а переданные 5 млн рублей Голубков потребовал на «поездку в Париж». Задержание топ-менеджера Росбанка происходило как раз в тот момент, когда в офисе учреждения велись переговоры с французскими партнерами.
А ведь Societe Generale – один из немногих иностранных банков, которым удалось закрепиться в России и вести здесь успешный бизнес. Он построил разветвленную сеть и вообще считает Россию вторым по приоритету рынком после домашнего. С 2006 года он небольшими долями покупал Росбанк и в итоге вложил в него 4 млрд долларов. Societe Generale после скандала с Голубковым подтвердил, что считает Россию одним из ключевых рынков и видит здесь большой потенциал для роста.
Как пишет The New York Times, западные банки в России постоянно находятся в зоне риска из-за того, что полиция может организовать «маски-шоу» с подачи конкурента или в качестве вымогательства. Аналитики, опрошенные Financial Times, говорят, что дело может быть более сложным, чем представляется на первый взгляд, поскольку в России силовики часто используются в качестве инструментов борьбы в бизнесе.
Societe Generale – один из немногих западных банков, который занимается розничным бизнесом в России наряду с австрийским Raiffeisen. Такие банки, как Barclays и HSBC, отказались от этого вида бизнеса, хотя из России полностью не уходили. Сворачивали розницу и множество других иностранных банков, которые пришли в Россию с большими планами и надеждами, несмотря на риски.
«Пятнадцать лет назад все, что вам нужно было сделать, – это открыть ваши двери, и люди выстроятся в очередь, потому что вы знали, что такое обслуживание клиентов и какие продукты нужны. Сейчас российские государственные банки наняли специалистов из-за рубежа или из иностранных банков, так что там работают люди, понимающие дело. Игра стала намного жестче», – говорит Стюарт Лоусон, который в 1995–1997 годах возглавлял банк Citi в Москве, а с 2008 по 2010 – российское подразделение HSBC.
Коррупционные риски в России никуда не делись, а последние годы усилилась конкуренция со стороны государственных гигантов: Сбербанка и ВТБ. Причем глава ВТБ Андрей Костин, к примеру, сожалеет о том, что иностранные банки не закрепились. «Несмотря на то, что они мои конкуренты, я сожалею, что некоторые банки, включая Barclays, ушли из России. Но, возможно, они вошли не в то время и не так, как нужно было», – цитирует его Reuters.
«Иностранные банки в основном пришли в Россию работать на розничном рынке, но многие столкнулись с конкуренцией. Они этого не ожидали», – сказал президент Ассоциации региональных банков Анатолий Аксаков.
«Безусловно, не всем зарубежным кредитным организациям удается выживать на российском рынке, учитывая сильную конкуренцию, а также довольно монопольное положение госбанков. Однако есть и примеры довольно успешной работы иностранных банков, российские дочки которых приносят хорошую прибыль материнским кредитным организациям, которые сейчас находятся в довольно непростых условиях из-за кризиса в Европе», – сказала аналитик Инвесткафе Екатерина Кондрашова.
Председатель совета директоров банка «Тинькофф Кредитные Системы» Олег Тиньков считает, что бизнес-модель западных банков в России провалилась. «Когда я вижу французского банкира, мне смешно. Им не удалось добиться успеха в России, потому что они непрофессионалы. Они бюрократы», – сказал Тиньков.
Тем не менее, российской банковской системе есть куда расти. Сейчас ее объем составляет 1,6 трлн долларов, что сопоставимо с Ирландией и совершенно не идет ни в какое сравнение с США (14,5 трлн долларов). Но с США все понятно, однако даже сравнить с соседями по БРИК Россию нельзя. Кредиты, выданные российскими банками, составляют всего 40% ВВП. В Китае эта цифра равна 146%, в Бразилии – 98%, в Индии – 74%. Таковы данные Всемирного банка за 2011 год.
Теги:
банки, коррупция, увольнения
Закладки:
Комментарии