Уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов заспорил с Минфином об уровне налоговой нагрузки в России. Титов считает ее высокой, поэтому почти половина предпринимателей работает в тени. Минфин же указывает, что в сравнении со странами ОЭСР налоговая нагрузка в России не такая уж и страшная. Почти половина российских предпринимателей – 46% – работают в теневом секторе из-за высокого уровня налоговой нагрузки, считает уполномоченный по правам предпринимателей при президенте Борис Титов.
По данным опроса, проведенного общественной организацией «Деловая Россия», около 44% предпринимателей считают неприемлемым существующий уровень налогов. «Столько, сколько нам предписано платить, бизнес платить не может», – сказал Титов, выступая на парламентских слушаниях, посвященных основным направлениям налоговой политики на 2014–2016 годы, передает «Прайм».
Однако в Минфине считают, что налоговая нагрузка в стране вполне адекватная. Налоговая нагрузка в 2012 году составила 34,2% ВВП против 35,3% в 2011 году, указал министр финансов Антон Силуанов, выступая на слушаниях. Доходы бюджетов всех уровней от специальных налогов и таможенных пошлин, связанных с налогообложением нефти и газа, в прошлом году, как и годом ранее, составляли около 11% ВВП, добавил он. «Таким образом, без учета благоприятной конъюнктуры на мировых рынках углеводородного сырья уровень налоговой нагрузки в России окажется ниже среднего значения по странам ОЭСР (34,5% за 2012 год)», – сказал Силуанов.
В свою очередь Титов возразил, что российская экономика меньше экономик стран ОЭСР, уровень налоговой нагрузки для нее нужно считать не в процентах к ВВП, а по отношению к издержкам предприятий. Расходы на уплату налогов, по его словам, составляют более половины всех издержек российских компаний.
Бизнес-омбудсмен предложил сравнить налоговую нагрузку в РФ с аналогичными показателями в странах-партнерах по Таможенному союзу, в частности с Казахстаном. «НДС у нас 18%, у них – 12%. Подоходный налог у нас 13%, у них – 10%. Налог на прибыль у нас 20%, у них – 15%. Социальные налоги у нас 30%, у них – 11%», – сказал Титов.
«У нас при этом свободное перемещение услуг, товаров, людей, полностью открыты границы», – добавил он, выразив опасение, что в таких условиях бизнес будет инвестировать не в Россию, а в ее ближайших соседей.
«В России и в бывших советских республиках до сих пор остались и действуют довольно похожие налоги, поэтому со многими странами ТС можно сравнивать налоги просто по ставкам одноименных налогов. Но вот с бывшими капиталистическими странами у нас довольно разные налоговые системы и задачи в экономике, поэтому просто сравнивать ставки тех или иных похожих налогов явно недостаточно», – считает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин.
«Поэтому и было введено в обиход сравнение доли налогов в общем объеме произведенных товаров и услуг, то есть в ВВП. Но в этом расчете не учитываются льготные категории, например бюджетные организации, которые не платят практически никаких налогов», – добавляет он.
«Злую шутку в официальных расчетах сыграло то, что официально у нас страховые взносы не признаются налогами, соответственно, в расчете налоговой нагрузки не участвуют. Тем не менее их доля в расходах организаций и предпринимателей довольно высока», – поясняет партнер компании «Налоговик» Сергей Варламов.
Впрочем, называть налоговую нагрузку в России слишком высокой – все-таки преувеличение, считает Варламов. «Но она довольно высока, о чем свидетельствует простой расчет: из полученной выручки предприниматели отдают в виде обязательных платежей до 30–40%, оставляя себе прибыль, которая в среднем редко поднимается выше 15%. Когда отдаешь больше, чем оставляешь себе, такие траты представляются очень большими», – указывает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Однако снижения налоговых ставок ожидать не стоит, несмотря на жалобы бизнес-омбудсмена, уверены эксперты. Это как минимум закреплено в программном налоговом документе «Основные направления налоговой политики на 2013–2015 годы».
К тому же, учитывая постоянно растущий бюджетный дефицит вместе с повышенными социальными обязательствами, взятыми на себя правительством России, решение об отказе от каких-то налогов выглядит совершенно несвоевременным, отмечает Варламов. «Наоборот, ожидается повышение налоговых поступлений за счет введения в скором будущем налога на недвижимость и повышенных ставок транспортного налога в отношении мощных и быстрых суперкаров», – напоминает он.
Впрочем, у малого бизнеса остается надежда на снижение страховых взносов, которые в последние несколько лет менялись уже неоднократно. Сначала – с 2011 года – страховые взносы были резко повышены. Но под давлением бизнеса и низкой собираемости налогов эти ставки вновь снизили с 2012 года. В 2013 году они выросли в очередной раз – с одного МРОТ (около 17 тыс. рублей) до двух МРОТ (около 35 тыс. рублей).
В результате к началу весны более 330 тыс. индивидуальных предпринимателей были вынуждены свернуть свой бизнес. При этом их налоговые выплаты в бюджет за минувший год составили около 13 млрд рублей.
Представители бизнеса снова выступают за возвращение предыдущей ставки. В правительстве пытаются решить этот вопрос. Но законопроект о предоставлении индивидуальным предпринимателям двухлетнего льготного периода по уплате страховых взносов в марте был отвергнут в правительстве, так как это могло вылиться для государства в 47,5 млрд рублей дополнительных расходов.
Однако в апреле президент Владимир Путин поручил подготовить предложения по дифференциации страховых взносов для предпринимателей или по альтернативным вариантам. Минтруд, в частности, предложил с 1 января 2014 года снизить ставки страховых взносов до одного МРОТ для индивидуальных предпринимателей с низкими доходами, у которых годовой оборот до 568 тыс. рублей. Премьер-министр Дмитрий Медведев ранее поддержал этот вариант.
Теги:
налоги, Минфин, бизнес
Закладки:
Комментарии