Безусловно, внесение в Верховную раду законопроекта об отмене запрета на приватизации ГТС говорит в пользу создания консорциума с Россией, считает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
«Одномоментная приватизация украинской ГТС в виде продажи доли или целиком несет в себе большие политические риски. Поэтому это вряд ли возможно сделать быстро. К этому надо подходить поэтапно: сначала создать нормативную базу, что сейчас делается, потом надо подготовиться морально. Создание консорциума - это как раз и есть моральная подготовка к приватизации ГТС. И уже на третьем этапе возможна реальная приватизация ГТС», - говорит газете ВЗГЛЯД Пикин.
«Россия также будет поэтапно идти к этому. За консорциум мы предложим гарантию прокачки газа. А приватизация трубы, я думаю, уже повлечет гарантированно снижение цены на газ для Украины», - полагает эксперт.
«Прокачка газа через ГТС Украины – это главный источник пополнения бюджета страны. А Украине надо платить по кредитам, которые страна взяла в последнее время, в том числе у МВФ. Затем снижение стоимости газа сократит расходы бюджета на дотации населению, а также издержки промышленности. Стоимость газа для Украины является существенным фактором, сдерживающим рост экономики», - отмечает Пикин.
Украина, наконец, поняла, что ее ГТС может не выжить без поддержки России. «Украинское руководство решило воспользоваться последней возможностью хоть как-то использовать ГТС, иначе ее придется частично демонтировать на металлолом», - говорит аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов.
По его оценке, «Северный» и «Южный потоки» могут в будущем обеспечить ежегодную прокачку примерно 130 млрд кубометров газа, остальной экспортный объем сможет взять на себя газопровод «Ямал-Европа» через Белоруссию и другие менее крупные газопроводы.
«В этом случае украинская газотранспортная система действительно может оказаться ненужной», - отмечает эксперт.«Желание России заполучить украинскую трубу - не в «ненадежности» украинской ГТС, а в ненадежности самой Украины. Достаточно вспомнить про не санкционируемый отбор российского газа и прочие безобразия», - указывает эксперт.
Безусловно, украинская ГТС с учетом огромных политических рисков и ее сильной изношенности стоит гораздо дешевле, чем строительство с нуля «Южного потока», стоимость которого оценивается в 15 млрд евро. Но если двусторонний консорциум по ГТС все-таки будет создан, то мощности «Южного потока» можно будет сократить.
«В будущем они все равно пригодятся. По мере восстановления экономики Евросоюза, спрос на газ также будет только расти», - говорит Лукашин. «Строительство «Южного потока» никак не отпадет, так как газопровод позволит снизить зависимость не только от Украины, но и от Турции. Резервные мощности только на руку нашей стране», - соглашается аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева.
«На данном этапе сотрудничество России и Украины по транспортировке российского газа еще может быть взаимовыгодным. Однако приобретение трубопровода и гарантии по прокачке газа необходимо плотно увязать с соблюдением Украиной соглашений по покупке российского газа. Она должна сама покупать российский газ по рыночным ценам. В прошлом году Украина активно сопротивлялась выполнению газовых соглашений, но очевидно, что требования России подтвердит любой международный суд», - указывает Лукашин.
Украина в прошлом году существенно снизила объем закупки российского газа, с чем не согласен Газпром, выставивший по итогам 2012 года Нафтогазу счет на 7 млрд долларов за недобор топлива.
Украина в 2012 году купила 33 млрд кубометров российского газа. Согласно действующему контракту от 19 января 2009 года, «Нафтогаз» должен был закупить 52 млрд кубометров газа, минимальные обязательства (take-or-pay) составляют 41,6 млрд кубов.
Теги:
газопровод, Россия и Украина
Комментарии