Московская мэрия надеется уговорить работодателей платить за каждого иностранного работника 12 тыс. рублей в год в Фонд социального страхования мигрантов. Это должно наполовину возместить расходы столичного бюджета на обучение русскому языку и экстренную медпомощь, считает город. Со следующего года московские работодатели будут выплачивать по тысяче рублей за каждого мигранта в специальный Фонд социального страхования, рассказал в прямом эфире «Эха Москвы» заместитель мэра по социальной политике Леонид Печатников.
Трехстороннее соглашение о создании с 2014 года Фонда добровольного социального страхования мигрантов было заключено между правительством столицы, РСПП и профсоюзами, уточнил Печатников. Между тем в пресс-службе РСПП газете ВЗГЛЯД не стали комментировать это соглашение, указав, что оно еще не заключено.
«Это должно наполовину возместить неизбежные расходы бюджета», – надеется Печатников. Ранее он подсчитывал, что если Москва ежегодно выдает порядка 200 тыс. квот на иностранную рабочую силу, то объем Фонда добровольного социального страхования может достичь 2,4 млрд рублей. При этом сейчас Москва, по его оценкам, тратит порядка 5 млрд рублей на здравоохранение и образование мигрантов.
Сейчас, по словам Печатникова, в Москве работают 400 тыс. легальных трудовых мигрантов, которые имеют лицензии. Но основная проблема в нелегальных мигрантах. Инициатива создания такого фонда принадлежит непосредственно московской мэрии.
Куда пойдут деньги
Деньги фонда должны пойти на проверку квалификации мигрантов и обучение их русскому языку. Кроме того, из этой суммы будет покрываться часть расходов на лечение мигрантов. В частности, деньги пойдут на покрытие расходов на выдачу справок в медицинских учреждениях о том, что трудовой мигрант здоров. По закону каждый трудовой мигрант должен обратиться за этой справкой. Также средства будут направлены на покрытие расходов на оказание мигрантам экстренной медицинской помощи. Сейчас мигранты пользуются этими услугами здравоохранения бесплатно за счет бюджета города.
Ранее мэр Сергей Собянин указывал, что основная часть мигрантов по-прежнему не обеспечены медицинскими страховыми полисами, что создает колоссальное напряжение в социальной сфере. При этом городские больницы, по его словам, вынуждены все равно принимать на лечение тяжелобольных мигрантов, лечить их за счет москвичей, так как при этом тратятся средства из столичного бюджета.
Впрочем, отчисления в фонд для компенсации социальных услуг, оказываемых мигрантам, будут носить не обязательный, а добровольный характер. Этот факт вызывает сомнение, что московские работодатели станут в массовом порядке выплачивать по 12 тыс. рублей в год за каждого работающего у них мигранта. Впрочем, работодатели, которые претендуют на квоты от правительства, скорее всего, пойдут на такие отчисления.
Дешевая сила
Интересно, что на федеральном уровне также разрабатываются меры по страхованию мигрантов. Во-первых, Минтруд предлагает обязывать работодателей покупать иностранным работникам полисы добровольного медицинского страхования – иначе нельзя будет работать.
Во-вторых, ввести страхование рисков по временной нетрудоспособности для мигрантов в Фонд социального страхования. Причем в марте министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин заявил, что такие законопроекты уже подготовлены, и пообещал в течение 2013 года решить проблему медицинского и социального страхования трудовых мигрантов. Если это так, то инициатива московской мэрии может оказаться уже неактуальной.
Топилин же предлагает такие меры, потому что иностранная рабочая сила не должна стоить меньше, чем отечественная. «Мы как граждане Российской Федерации должны быть заинтересованы в том, чтобы иностранная рабочая сила стоила минимум столько же, сколько стоит рабочая сила россиян», – указывал он.
Дело в том, что по действующему законодательству работодатели уплачивают страховые взносы за мигрантов только в один из трех внебюджетных фондов – в Пенсионный фонд.
Причем до января 2012 года работодатели не платили за иностранного работника взносы вообще ни в один из фондов, в том числе Пенсионный. В итоге работодатели экономили на этом 26% фонда заработной платы, подсчитывал ранее председатель ЦК профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов. Так, если уволить 16 российских работников с заработной платой в 15 тыс. рублей, а вместо них взять на работу столько же иностранных сотрудников на ту же зарплату, то работодатель мог сэкономить почти миллион рублей, при этом не нарушая никаких законов.
Если бы работодателей обязали платить не только в Пенсионный, но и в два других фонда за иностранного работника, то вряд ли Москве пришлось бы придумывать такие добровольные соглашения для работодателей.
Напомним, что сейчас с фонда заработной платы каждого российского работника отчисляется 30% взносов: 22% на обязательное пенсионное страхование, 5,1% – на обязательное медицинское страхование и 2,9% – в фонд социального страхования.
Важная мера
Ренат Каримов не понимает, зачем работодателю складывать деньги в общий котел для того, чтобы обучить работника русскому языку и провести проверку квалификации, когда он может сделать это сам, без посредника.
Что касается расходов на медицинскую справку и экстренную помощь, то они существенно ниже предполагаемых выплат в фонд.
Так, медицинская справка, которую каждый мигрант должен получить, стоит 1,5 тыс. рублей, а полис ДМС обойдется трудовому мигранту в 4 тыс. рублей с покрытием расходов на 50 тыс. рублей, по которому мигрант может обратиться в медучреждение за помощью пять раз за год, указывал Каримов Росбалту.
Впрочем, профессор, руководитель Центра социальной демографии Института социально-политических исследований РАН Сергей Рязанцев считает, что предложенная Москвой мера «важная и актуальная, особенно в части медицинского страхования». «Но то, что этот фонд создается на добровольных началах, – неправильно, это должно быть обязательным для работодателей», – говорит он газете ВЗГЛЯД.
«Мне кажется, что интеграция мигрантов и обучение русскому языку – это больше задача государства, а не работодателей. В других странах обучение местному языку и проверка квалификации, как правило, ложатся на плечи государства. Например, в Германии интеграционные курсы поддерживает государство», – считает профессор.
«Другое дело, что языковые курсы надо проводить на площадке работодателя, на тех же стройках. Возможно, для России паритетное финансирование со стороны государства и со стороны работодателей было бы предпочтительной моделью, потому что мигранты живут часто там, где работают», – добавляет эксперт.
«Исследования показывают, что большинство трудовых мигрантов не обеспечены никакими медицинскими страховками – ни добровольными, ни обязательными. Особенно мигранты, работающие в сфере строительства и ЖКХ. Они оказываются вне правового поля. Многие мигранты лишены доступа даже к таким специфическим медицинским услугам, как наблюдение у врача беременной женщины», – указывает Рязанцев.
Сейчас, по его словам, бесплатная медицинская помощь для них доступна только в экстренных случаях, а в прошлом году законодательно закрыли доступ к получению помощи беременным женщинам-мигрантам. «Это провальный пункт в нашем законодательстве», – говорит он.
«Как правило, в зарубежных странах все медицинское обеспечение возлагается на работодателя. Второй вариант: с мигранта, который претендует на получение рабочей визы, посольство требует страховку на время пребывания в стране, тогда это ложится на плечи самого мигранта. Но этот вариант характерен для стран, где есть визовые отношения», – рассказывает Сергей Рязанцев.
«У нас со странами СНГ нет визовых отношений, поэтому нам больше подходит вариант воздействия на работодателя, чтобы он обеспечивал трудового мигранта медстраховкой. Такая система обязательного страхования мигрантов через работодателя действует в Японии и во многих европейских странах», – добавляет собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Впрочем, даже если Минтруд на федеральном уровне обяжет работодателей покупать мигрантам полисы ДМС и страховать от рисков получения нетрудоспособности, это не решит проблемы образования и лечения всех мигрантов. Остается нерешенной проблема нелегальной миграции.
Кроме того, не решен до конца пенсионный вопрос. С 2012 года ввели страховые взносы в Пенсионный фонд с зарплат иностранных работников. «Но большинство мигрантов по-прежнему получают неофициальную зарплату. Плюс не со всеми странами СНГ, откуда приезжают трудовые мигранты, заключены соглашения о пенсионном обеспечении. Если мигрант вернется в Таджикистан, не факт, что он получит свою пенсию, которая накапливалась в российском фонде. Проблема в отсутствии механизма передачи пенсионных отчислений на родину мигрантов», – отмечает Сергей Рязанцев.
Теги:
мэрия Москвы, миграция
Закладки:
Комментарии