Разговоры о необходимости ввести в России закон об обязательном страховании от врачебных ошибок ведутся уже несколько лет. Минздравсоцразвития обещало внести в Госдуму и принять такой законопроект еще в 2010 году. Тогда нанесение вреда здоровью пациента планировали компенсировать через ОМС, что грозило ростом тарифа на ОМС. Правда, ведомство обещало, что тарифы на ОМС не вырастут.
Трудно доказать
Директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Сергей Смирнов видит два главных вопроса, на которые в этом законопроекте ответов нет. «Слишком скудная информация, чтобы понять, о чем идет речь. Самое главное – непонятен источник финансирования выплат. Либо это делает бюджет, причем не региональный, а скорее всего федеральный бюджет. Но я подозреваю, что возможен альтернативный вариант, что на нас с вами наложат очередные страховые взносы за страхование жизни из-за врачебных ошибок. Не исключено, что и врач должен будет страховать себя от врачебной ошибки, а это значит, что из зарплаты у него будут вычитаться какие-то обязательные страховые взносы. Кто будет страховать, непонятно из законопроекта», – отмечает эксперт.
«И, наверно, должна быть разная шкала в зависимости от того, в какой ситуации допускается врачебная ошибка. Одно дело, когда четвертая стадия онкологии, другое – когда это банальный аппендицит», – считает эксперт.
«Второй принципиальный вопрос – легко ли в России доказать врачебную ошибку. По-моему, при нашем коррупционном обществе это сделать очень сложно. Пока не будет создана система независимой медицинской экспертизы как, например, коллегия адвокатов, любые начинания институционального характера в здравоохранении останутся пустыми разговорами», – считает Сергей Смирнов.
«Основная проблема сегодняшнего судопроизводства – это процесс доказательства причинения вреда здоровью, но именно этот процесс никак не прописывается, а отдается на откуп медицинским ассоциациям, то есть коллегам тех же врачей», – говорит газете ВЗГЛЯД председатель общественного совета «Общества защиты пациентов» Андрей Хромов.
«Кто будет решать, виноват врач или нет? В законопроекте говорится, что решение будет выносить суд на основе оценки профессиональной деятельности врача-специалиста, которая осуществляется независимыми экспертами Российской медицинской ассоциации и ее региональных отделений. Таким образом, медицинские учреждения по этому законопроекту фактически выводятся из судебного процесса, а пациент, пострадавший от деятельности врача, будет, по сути, судиться со страховой компанией. Но любая страховая компания не заинтересована в выплатах, зато способна нанять лучших адвокатов, так как аккумулирует значительные финансовые ресурсы», – указывает Хромов.
Поэтому законопроект не только не снимет социальную напряженность, возникшую вследствие снижения качества оказываемой медицинской помощи, но, наоборот, обострит ее, считает Хромов.
«В западных странах действует страхование от врачебной ошибки. Но там создана многоуровневая система защиты. Там думают в первую очередь не о защите корпоративных прав, а о защите больных, прав личности. А у нас другая психология. В этом принципиальное отличие», – отмечает Смирнов.
«Мы не знаем реальной статистики по врачебным ошибкам. И даже если есть некая статистика, то непонятно, реальные ли это врачебные ошибки или это оговоры пациентов. Надо все создавать с нуля», – резюмирует эксперт.
Страхование от врачебной ошибки является обязательным в США, Канаде, Великобритании, Германии, Швеции, Финляндии, Новой Зеландии и Австралии. К примеру, в Финляндии пациенту компенсируется любой ущерб, нанесенный ему из-за медицинского вмешательства или, наоборот, из-за его отсутствия, из-за несчастного случая при осмотре, лечении или перевозки, а также из-за дефектов медицинского оборудования.
Теги:
медицина, ошибки врачей
Комментарии