Индийская нефтегазовая корпорация ONGC в скором времени предложит России провести в республику нефтепровод через Афганистан и Пакистан. Крупнейшая газовая компания Индии GAIL тоже предлагает продлить будущий российский газопровод через Китай на территорию Индии. Политические риски грозят обоим проектам, но экономически целесообразнее строить нефтепровод, считают эксперты. Дели собирается предложить Москве построить нефтепровод через территорию Афганистана и Пакистана. «Этот проект, детали которого мы готовы обсуждать с российской стороной, экономически выгоден и нам, и РФ. Кроме того, он принесет пользу Афганистану и Пакистану, а когда речь идет об экономическом благополучии, разногласия, как правило, забываются», – заявил в четверг вице-президент индийской нефтегазовой корпорации ONGC М.К. Наир, передает ИТАР-ТАСС.
Проект нефтепровода из России, предложенный крупнейшей индийской компанией ONGC, является «одним из новых перспективных проектов, который может способствовать значительному увеличению объемов двусторонней торговли», заявил глава Евразийского департамента министерства иностранных дел Индии Аджай Бисария, выступая на семинаре «Стратегические контуры российско-индийского торгово-экономического сотрудничества».
На этом семинаре присутствовала и делегация крупнейшей газовой компании Индии GAIL. Она, в свою очередь, предложила россиянам продлить будущий газопровод через Китай на территорию Индии. «В настоящий момент данная идея обсуждается», – отметил директор департамента по управлению качеством GAIL Сиддхарта Саркар.
«Адекватных вариантов строительства нефтепровода до Индии не так уж и много. Маршрут через Китай – горный. Если прокладывать через Гималаи, то это получится бриллиантовая труба. Через Иран маршрут получится более длинным. Если везти нефть танкерами через Черное море, это все равно будет в разы дальше. Предложенный Индией вариант маршрута из России через Афганистан и Пакистан – самый короткий», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Главные риски здесь – политические. В Афганистане продолжается война, к тому же высок риск возвращения к власти талибов. «Но в этом регионе от политических рисков никак не избавиться. Надо будет просто более серьезно относиться к выбору районов прохода трубы, прокладывать там, где правительство лучше контролирует ситуацию. Плюс должна быть на высшем уровне система охраны», – отмечает Пикин.
«При нынешнем уровне безопасности проект строительства нефтепровода вполне реализуемый. Но что будет дальше, предугадать сложно. В любом случае, подобные проекты все равно страхуются, будет полис на случай неприятностей, связанных с террористической угрозой», – отмечает собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Зато потенциал Индии огромен. «Это один из самых быстрорастущих регионов с точки зрения потребления энергоресурсов. Индийский рынок потенциально большой, никем по большому счету не обласканный», – добавляет эксперт.
Что касается прокладки газопровода в Индию не через Афганистан, а через Китай, то, напомним, оба государства находятся в сложных отношениях – у них сохраняются пограничные споры, обе страны рассматривают друг друга как потенциального противника. «Если значительная часть трубы будет проходить через Поднебесную, возникает риск, что труба может быть использована как механизм давления на Индию», – отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов.
Если сравнивать проекты нефтепровода и газопровода, то политические риски имеются как у одного, так и у другого проекта. Но проект нефтепровода в этом регионе более конкурентоспособный. «Трубопроводный газ вряд ли выдержит конкуренцию с СПГ на глобальном рынке, поэтому я не уверен в экономической целесообразности строительства газопровода в Индию. Катар – крупнейший производитель СПГ – находится фактически через дорогу от Индии», – отмечает Сергей Пикин.
«Если по запасам нефти в этом регионе все понятно – новых месторождений не появляется – то по газу индийская акватория от Австралии до Аравийского полуострова бурно развивается. Объемы добычи и сжижения газа в этом регионе будут только расти, и это не учитывая еще сланцевой революции. Конкуренция на газовом рынке в этом регионе будет более жесткой, чем на нефтяном», – добавляет эксперт.
Технический вопрос при выборе между строительством нефтепровода или газопровода, по словам Пикина, не главный. «Основные проблемы, которые предстоит решить и рассчитать, – территориальные, себестоимость прокладки трубы, исходя из маршрута, и цены, по которым будут продаваться ресурсы», – резюмирует эксперт.
Напомним, что в регионе уже давно обсуждается несколько трубопроводных проектов. Недавно власти Пакистана одобрили проект газопровода из Ирана («Мир»), против которого резко выступают США.
Индия также давно выступает за перспективный с политической точки зрения проект поставки газа из Туркмении – так называемого Трансафганского газопровода (ТАПИ). По нему туркменский газ должен поступить через все те же Афганистан и Пакистан в Индию. Проект этого газопровода активно обсуждается с 90-х годов. Протяженность ТАПИ составит более 1,7 тысячи километров, мощность – около 30 миллиардов кубометров газа в год. России также предлагали участвовать во всех этих проектах.


Теги: 
нефтепровод, Россия и Индия




Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх