Кипр, после того как отказался от обложения налогом банковских вкладов, очутился на грани неконтролируемого дефолта и выхода из еврозоны. Только Россия может вытащить остров из сложной ситуации. Власти Кипра это понимают и собираются сделать Москве довольно любопытное предложение. Результат голосования парламента Кипра по вопросу введения единоразового налога на банковские депозиты оказался если и не предсказуемым, то вполне ожидаемым. Депутаты не приняли необходимый законопроект.
19 депутатов правящей партии Демократический сбор воздержались при голосовании, все остальные 36 депутатов проголосовали против. Кроме одного, который просто отсутствовал. Таким образом, все опасения президента острова Никоса Анастасиадиса оправдались – он сразу предупреждал, что протащить законопроект о налоге на вклады не удастся.
Депутаты при обсуждении законопроекта дали волю своему гневу, подпитываемому гневом самих граждан Кипра, которые проводили акции протеста перед зданием парламента последние дни. Депутаты называли действия своих партнеров по Еврогруппе «предательством» и «грубым шантажом».
Ни одна из инициатив, призванных смягчить условия налога – в частности, увеличение сбора с больших вкладов и снижение его с маленьких – не имела успеха у депутатов. То есть депутаты по сути отказались от помощи в размере 10 млрд евро, из которых, правда, 5,8 млрд должны были внести вкладчики кипрских банков.
А это значит, что теперь перед ними в полный рост выросла по-настоящему сложная проблема – как избежать дефолта. Дефолта, при котором потери тех же самых вкладчиков будут такими, что они могут сильно пожалеть о протесте против взимания налога. Кипрские банки находятся на грани краха, Кипр реально может покинуть зону евро.
«Я надеюсь, что это решение не приведет нас к катастрофе. Я прошу Брюссель, Франкфурт и Вашингтон не выталкивать нас из зоны евро, это не то, что мы хотим, – приводит Financial Times слова лидера партии Демократический сбор Аверофа Неофиту. – Сейчас мы на краю неконтролируемого банкротства».
Нельзя сказать, что власти острова не предусмотрели такое развитие событий. Но эффективность их «плана Б» под большим вопросом. Кипр будет просить помощи у России, которая уже кредитовала остров. Во вторник поздно вечером президент Кипра Никос Анастасиадис позвонил президенту России Владимиру Путину и сообщил о результатах голосования в парламенте.
Владимир Путин ответил, что он против каких-либо мер, способных нанести ущерб интересам российских юридических или физических лиц. Он пригласил Анастасиадиса посетить Россию в любое удобное для него время, передает сайт президента России. Но в Москве в среду будет пытаться договориться не президент Кипра, а министр финансов Михалис Саррис, который уже встретился с главой Минфина РФ Антоном Силуановым.
И, судя по информации The Wall Street Journal, он прилетел не с пустыми руками, а с готовым предложением, которое как минимум можно назвать интересным. По словам источников в кипрском правительстве, на которые ссылается газета, Саррис «предложит сделку, в рамках которой на крупные депозиты российских вкладчиков в кипрских банках будет наложен единовременный налог в размере 20–30%».
В обмен на это Россия получит крупный пакет акций в национальной газовой компании, а также другие преференции в энергетическом секторе. Одновременно российские инвесторы получат контрольные позиции в Совете директоров тех кипрских банков, где будут затронуты их интересы.
Интересно, что уже во второй раз в связи со спасением Кипра всплывает газ. Несколько дней назад, когда еще в самом разгаре было обсуждение предложенных Евросоюзом условий, появлялись сообщения, что Кипр готов спасти от дефолта не кто иной, как Газпром. В обмен на лицензии на добычу природного газа в эксклюзивной экономической зоне Кипра. Правда, эту информацию российский газовый концерн официально опроверг.
Михалис Саррис может попросить просто кредит у России. Россия уже дала в долг 2,5 млрд евро под 4,5% годовых на срок 4,5 года, до 2016 года. Заодно придется попросить и о пролонгации этого уже выданного кредита. Сумма нового кредита может составить 5 млрд евро, летом 2012 года Россия еще раз получила от Кипра запрос на кредит именно такого объема.
«Россия готова была предоставить кредит, но она еще пыталась подбить Кипр к раскрытию бенефициаров. У Кипра было два варианта: либо за 5 млрд евро кредита от России раскрыть бенефициаров и поставить крест на своем офшорном статусе, либо за 10 млрд евро ввести налог на депозиты, но оставаться офшором. Кипр выбрал второй вариант», – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский.
Но вопрос в том, что сейчас 5 млрд евро – это слишком мало. «Россия не может предложить вместо 5 млрд евро все 17 млрд евро, необходимые Кипру. Во всем мире и в Европе это будет расценено как покупка Россией всего острова, потому что 17 млрд евро – это объем ВВП Кипра по итогам 2012 года», – отмечает Никита Кричевский.
Возможно, Кипр еще рассчитывает получить помощь Евросоюза и МВФ, даже после того, как голосование провалилось. Напомним, еврокредиторы требуют собрать 5,8 млрд евро внутри страны, каким образом это будет сделано – не так важно. И ничего пока не изменилось. Кстати, в общем и целом такой сигнал был послан Еврогруппой общественности после голосования в кипрском парламенте.
«Я принял к сведению решение кипрского парламента по правительственным предложениям в отношении единовременного налога на банковские вклады», – вот и все, что сказал председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум. ЕЦБ также распространил сообщение, в котором фигурирует выражение «принято к сведению», сообщает ИТАР-ТАСС. То есть в Еврогруппе как бы дают понять Кипру, что теперь его очередь действовать, от него ждут переработанной формулы помощи. «Мяч на их стороне», – сказал министр финансов еврозоны Йерун Дейссельблум Reuters.
Правда, не все в Европе сделали вид, что нейтрально относятся к решению кипрского парламента. Министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил, что сожалеет о решении парламента Кипра отказаться от введения налога на банковские депозиты. И не только сожалеет, но и сомневается, откроются ли кипрские банки вновь. Пока они закрыты с той поры, когда стало известно об условиях помощи ЕС, чтобы вкладчики не вынесли все деньги. Если грянет дефолт, то банки действительно вряд ли откроются. Шойбле также добавил, что стране некого винить в сложившейся «серьезной ситуации», передает BBC.
Может быть, Саррис рассчитывает, что необходимую сумму удастся собрать с российских вкладчиков в обмен на преференции. Всего на Кипре находится по оценкам экспертов от 19 до 35 млрд евро, принадлежащих российским резидентам. Притом что суммарный объем депозитов в кипрских банках оценивается в 68 млрд евро. Налог на российские депозиты в размере 20–30% с лихвой покроет нужду Кипра в деньгах для Еврогруппы.
Пока попытки киприота уговорить Силуанова дать денег успехом не увенчались. Как передает РИА Новости со ссылкой на Михалиса Сарриса, встретившись утром во вторник, главы Минфинов России и Кипра не пришли к окончательному решению по долговой проблеме. Также сообщается, что переговоры продолжатся в другом месте. В каком, не уточняется. После встречи с Силуановым Саррис отправился на переговоры с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым. Настроен киприот серьезно. «Мы будем здесь до тех пор, пока не достигнем какого-либо соглашения», – сказал он.

Теги: 
дефолт, Кипр, финансовый кризис




Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх