Смерть президента Венесуэлы Уго Чавеса заставила говорить о том, что в экономической политике государства могут произойти изменения. В самой Венесуэле поспешили заверить, что все останется стабильно, волноваться не из-за чего. Но вот российские нефтяные и оружейные контракты могут оказаться под угрозой. Главное богатство Венесуэлы – нефть. Страна занимает 11-е место в мире по экспорту нефти, входит в четверку ведущих поставщиков США и становится все более важным поставщиком Китая.
В 2011 году Венесуэла стала страной с крупнейшими в мире запасами нефти, обогнав Саудовскую Аравию. Экспорт нефти приносит стране свыше 95% валютных доходов. Именно поэтому одними из первых, кто поспешил заверить мир в сохранении стабильности несмотря на смерть команданте Чавеса, стали венесуэльские нефтяники.
Государственная нефтяная компания PDVSA распространила сообщение, в котором подчеркивается, что смерть Чавеса не отразится на нефтяной промышленности страны. Вся нефтяная инфраструктура, включая один из крупнейших в мире НПЗ Paraguana Refining Center, работает в нормальном режиме и поставки топлива на внутренний рынок гарантированы.
«Призыв к спокойствию призван разрядить атмосферу слухов и политической дестабилизации, которую враги отечества пытаются посеять в общественном мнении», – цитирует заявление PDVSA агентство Reuters. Министр энергетики Рафаэль Рамирес пообещал, что нефтяники страны будут верны памяти Чавеса.
«Ключ к процветанию нефтяной промышленности в руках ста тысяч отважных мужчин и женщин, доказавших верность команданте Чавесу во время всех испытаний», – сказал Рамирес о сотрудниках PDVSA.
Для России особенно важно сохранение стабильности в нефтяном секторе Венесуэлы, поскольку отечественные компании имеют несколько больших контрактов по добыче в латиноамериканской стране. Речь идет в первую очередь о «Национальном нефтяном консорциуме», куда сейчас входят Газпром, «Роснефть», ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР.
В рамках его компании РФ ведут работы на блоке Хунин-6 в нефтяном поясе Ориноко, где уже началась промышленная добыча, с общим прогнозным объемом инвестиций в 20 млрд долларов. Всего российские компании участвуют в пяти проектах по добыче нефти в Венесуэле.
В феврале 2011 г. Газпром получил согласие венесуэльской стороны на проведение программы работ по разведке запасов природного газа на блоке «Урумако-3» в Венесуэльском заливе. «Роснефть» также подписала документы о возможном вхождении в ряд проектов на шельфе Венесуэлы, в том числе газовых, а также меморандумы о взаимопонимании.
Но нефть и газ не являются единственным предметом совместного интереса России и Венесуэлы. Были подписаны и соглашения в области гидроэнергетики. А сотрудничество в области торговли оружием можно без преувеличения назвать широкомасштабным.
По прогнозу Центра анализа мировой торговли оружием, в 2012–2015 годах Венесуэла в структуре российского экспорта вооружений выйдет на второе место после Индии с объемом закупок 3,2 млрд долларов, передает ПРАЙМ. По итогам прошлого года Венесуэла заняла первое место среди импортеров российских сухопутных вооружений.
Товарооборот России с Венесуэлой в 2012 году увеличился по сравнению с 2011 годом на 12,1% и составил почти 2 млрд долларов. Российский экспорт при этом вырос в 1,1 раза и составил 1,9439 млрд долларов, а импорт снизился до 0,8 млн долларов. Основные экспортные товары: средства наземного транспорта, оружие и боеприпасы, удобрения химические, нефть и нефтепродукты, радиолокационная аппаратура.
Эксперты по-разному оценивают роль личности Уго Чавеса в торговых отношениях с Россией. Некоторые отмечают, что теперь они могут быть поставлены под угрозу, другие считают, что это никому из возможных преемников умершего президента не выгодно.
Велика вероятность, что новая власть поступит с российскими инвесторами так же, как Чавес в свое время с американскими – выгонит из страны без компенсации. Придется распрощаться и с бонусами, которые наши компании заплатили за право инвестировать в Венесуэлу, полагает руководитель Фонда национальной энергобезопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.
«Вероятность того, что с приходом новой власти Венесуэлой могут быть пересмотрены контракты с международными газовыми компаниями, есть, но, на мой взгляд, крайне мала, – в свою очередь рассуждает аналитик Инвесткафе Юлия Войтович. – Дело в том, что обладая крупнейшими в мире нефтяными запасами, добыча нефти в Венесуэле гораздо ниже, чем в других крупных мировых нефтедобытчиках».
Для сравнения: в то время как в Венесуэле сейчас добывается чуть более 3,1 млн баррелей нефти в сутки, суточная добыча нефти Саудовской Аравией составляет 9–10 млн баррелей, добыча нефти в РФ составляет около 10,4 млн баррелей ежедневно. «Таким образом, Венесуэла весьма заинтересована в наращивании объемов добываемой нефти, потому даже с приходом нового правительства и возможной реорганизацией политического строя наиболее вероятно, что Венесуэла сохранит партнерские отношения в разработке нефтяных месторождений с российскими компаниями», – сказала она газете ВЗГЛЯД.
Она также считает, что сокращение контрактов по закупке вооружений очень маловероятно, так как приход новой власти вряд ли будет означать прекращение антиамериканских выступлений и изменение курса, а в таких условиях покупать вооружение будет возможно только у России.
А вот по мнению заведующего аналитическим отделом Института политического и военного анализа Александра Хромчихина, Россия точно потеряет оружейные контракты с Венесуэлой. «По старым контрактам поставки, скорее всего, будут завершены, но вот заключение новых маловероятно», – сказал он газете ВЗГЛЯД. Александр Хромчихин полагает, что Венесуэле не останется ничего другого, как переходить на американское оружие.
Теги:
Венесуэла, Уго Чавес, рынок оружия
Закладки:
Комментарии