Между тем Минэкономразвития не столь оптимистично. Согласно его прогнозу, инфляция до уровня 3–4% снизится только после 2021 года. В 2012–2014 годах она прогнозируется на уровне 5,5%, с 2015-го по 2020 год – 4,2–4,9% в среднем за год, в 2021–2030 годах – 3–4% в год.
Глава ЦБ Сергей Игнатьев на расширенном заседании кабмина 31 января говорил, что при условии выполнения заявленной бюджетной политики, прежде всего бюджетного правила, инфляция может снизиться до 6–5–4 и менее процентов.
Разные оценки Минфина и МЭР по поводу инфляции исходят из постоянного спора двух ведомств. Минфин стремится не тратить, а копить дополнительные доходы от нефтегазового сектора, а МЭР, наоборот, предлагает больше тратить на инфраструктуру, чтобы увеличить темпы экономического развития.
Минфин ранее ввел бюджетное правило, по которому так называемая норма отсечения составляет 7%. Это значит, что средства от нефтегазовых доходов бюджета должны накапливаться в Резервном фонде, пока он не составит 7% ВВП, и только потом они могут направляться в Фонд национального благосостояния.
Однако МЭР настаивает на изменении правила. Ведомство предлагает отобрать 2% у Резервного фонда и направить их в Фонд развития. Эти средства ведомство хочет направить на финансирование инфраструктурных проектов. Вице-премьер Аркадий Дворкович поддержал идею создания Фонда развития, отметив, что не считает принципиальным вопрос о нормативной величине Резервного фонда.
Но глава Минфина высказался против. По словам Силуанова, ведомство против дополнительного увеличения расходов за счет ФНБ и наращивания нефтегазового дефицита бюджета, который «и так у нас большой». По его словам, резервные средства должны размещаться Росфинагентством, законопроект о создании которого сейчас проходит рассмотрение в Госдуме.
Между тем премьер Дмитрий Медведев поставил перед правительством две задачи: с одной стороны, сдерживать инфляцию, что возможно только в условиях строгой экономии нефтяных средств, с другой – увеличить темпы роста ВВП страны с нынешних 3,4% до 5%. Однако без инвестирования нефтяных средств невозможен рост на 5%. По сути, позиция Минфина направлена на выполнение первой, а МЭР – на решение второй задачи.
«Исполнительная власть не справится и с тем, и с другим одновременно без решительных структурных реформ», – указывает глава аналитического департамента финансовой компании AForex Николай Корженевский.
Две позиции
Минфин исходит преимущественно из жесткой бюджетной политики, которая имеет и обратную сторону: она может усилить затухание экономики, естественным следствием которого может стать ускоренное снижение инфляции, отмечает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг.
Минэкономразвития рассчитывает на рост инвестиций, который будет способствовать ускорению динамики ВВП. «Это в условиях дефицита трудовых ресурсов стимулирует рост доходов населения, что при низком уровне сбережений поддержит рост цен», – добавляет Вайсберг.
Однако аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов считает позицию МЭР вполне обоснованной. «Пример других стран показывает, что масштабные инвестиции в основные средства не вызывают такого же масштабного роста потребительских цен. Поэтому часть средств можно потратить на капитальное строительство. Инфляция может снизиться, если в результате ускорится экономический рост», – говорит Лукашов. «Вероятно, МЭР сомневается, что будут выделены деньги на инвестиции и рост промышленного производства. Если этого не сделать, то снижение инфляции будет не скоро», – отмечает экономист.
Идея МЭР создать инвестиционный фонд и вкладываться в инфраструктуру небесспорная. «С одной стороны, это позволит улучшить бизнес-климат и увеличить инвестиции. Но ключевой вопрос – насколько эффективно будут потрачены эти средства. Если мы сейчас в два раза больше потратим на строительство дорог, у нас дорог станет больше в два раза, в полтора раза или всего на 30%? При этом еще и без подушки безопасности останемся», – задается вопросом директор Центра структурных исследований Института экономической политики Гайдара Алексей Ведев.
«Сейчас непонятно, на чем мы будем расти. Даже если мы будем вкладывать в экономику средства из наших резервных фондов, есть все основания полагать, что это приведет лишь к росту импорта и цен. А реальная отдача от этих вложений будет низкая», – отмечает Алексей Ведев.
Минфин лукавит
«Прогноз Минэкономразвития ближе к истине. Министерство финансов всегда занижает прогнозы по инфляции. Ведь исходя из них прогнозируется бюджет. Таким образом, план по доходам всегда выполняется, в том числе и с помощью инфляционной составляющей», – указывает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев. По его мнению, инфляционный всплеск маловероятен и возможен только в случае резкого падения цен на нефть, что автоматически приведет к бюджетному дефициту и ослаблению рубля.
Вайсберг также на стороне прогнозов МЭР. По его мнению, в ближайшие пять лет темпы роста цен в России будут относительно стабильными, инфляция вряд ли упадет ниже 5%.
Уровень инфляции, по мнению Лукашова, будет зависеть от действий правительства и Центрального банка. Причем роль ЦБ очень важна. «Сейчас ЦБ занят в основном поддержанием неизменного курса рубля к доллару и регулирует объем рублевой денежной массы в соответствии с объемами золотовалютных резервов. Но курс рубля относительно стабилен с 1998 года, а инфляция пока не уменьшается. Да и экономический рост пока заметен, лишь когда дорожает нефть, а экономика должна расти и в том случае, когда цены на нефть находятся на одном и том же уровне», – напоминает Лукашов.
Главный негативный фактор, по его мнению, заключается в слишком высоких ставках по кредитам для бизнеса: они составляют порядка 15%, что в 3–4 раза выше, чем в других странах. Теоретически ситуацию в российской экономике можно улучшить, если разрешить Центробанку кредитовать правительство и задействовать резервы для решения инфраструктурных задач, резюмирует экономист.
Теги:
Экономика России, инфляция, Минфин, Минэкономразвития
Комментарии