В конце прошлого года Сергей Логинов (ныне заместитель декана электромеханического факультета ПсковГУ по научной работе) защитил диссертацию, математическими методами доказав, что можно построить электродвигатель, в котором вращающийся ротор будет удерживаться в подвешенном состоянии особыми магнитами. Причем главная фишка его метода заключается в том, что в качестве магнита Логинов предложил использовать основную часть самой машины - статор. В отечественной научной практике подобное нововведение до недавнего времени еще не встречалось. Почти два десятка профессоров Петербургского политехнического университета внимательно слушали своего молодого коллегу из Пскова и в результате согласились с его доводами.
Кому-то тема исследования Сергея покажется скучной и лишенной флера таинственности. Но для человека, который знает, что такое трубопровод и какие мощности необходимо задействовать, чтобы перекачивать по нему нефть или тот же газ бесперебойно в огромных количествах и, что самое главное, без аварий, всё, что придумал Сергей, - настоящая сенсация. Мощные электродвигатели, которые используются на станциях подкачки, должны обладать рядом важных качеств. Прежде всего они должны быть надежны, потому что скорость вращения роторов достигает порой 100 тыс. (!) оборотов в минуту. Обычные подшипники долго не выдерживают, поэтому еще в 1960-х годах во всем мире начались поиски альтернативных устройств, способных удерживать ротор в подвешенном состоянии.
Не обошла эта проблема стороной и ученых Псковского политехнического института, где под руководством доктора технических наук, профессора Юрия Журавлева тоже начались опыты по созданию активных магнитных подшипников. Достоинства этой идеи очевидны: повышается надежность и (как следствие) ресурс работы самой машины. Кроме того, она сможет работать в сфере высоких технологий, где требуется особая чистота всех используемых изделий, а значит - на привычную смазку там рассчитывать нельзя.
Впрочем, есть и свои минусы: возникает сложность в управлении всей системой, увеличивается ее общий вес. Есть и еще один, тоже не менее серьезный: при работе на высоких оборотах начинаются изгибные колебания ротора двигателя, что может привести к его поломке. Можно ли решить эту проблему? То есть сделать так, чтобы избежать ненадежных и морально устаревших шарикоподшипников, но одновременно улучшить технические характеристики. И в 2008 году после окончания института Сергей занялся этой серьезной проблемой.
Но прежде чем приступить к исследованиям, Сергей изучил всю отечественную научную литературу, немало подивившись, что подобных идей ему обнаружить не удалось. В конечном счете, его работа над диссертацией сосредоточилась на создании математической модели нового двигателя и, главное, доказательства, что такой можно построить и - что не менее важно - заставить работать. Блестящая защита молодого ученого это лишний раз доказала. При этом Сергей добавляет, что ничего подобного бы не произошло, если бы не помощь профессора Журавлева и коллеги по кафедре Юлии Домрачево (http://smartnews.ru/regio...)
Комментарии