Министр финансов РФ Антон Силуанов и министр финансов и экономики Сербии Младжан Динкич подписали соглашение, по которому Россия предоставит Сербии кредит на 800 млн долларов. Они будут потрачены на модернизацию железных дорог. Сербия, в свою очередь, пошла навстречу России в очень важном вопросе. Кредит на поддержку инфраструктурных проектов предоставлен сроком на пять лет по ставке 4,1% годовых. Банками, которые будут обслуживать кредит, назначены Внешэкономбанк и Народный банк Сербии, передает ИТАР-ТАСС.
Деньги Сербия получит в 2013 году. А попросила республика дать ей в долг один миллиард долларов в 2008 году. И Россия дала добро. Соответствующее соглашение было достигнуто во время визита в Белград на тот момент президента России Дмитрия Медведева в октябре 2009 года. Первый транш кредита – 200 млн долларов – был передан Сербии в 2010 году.
Остальные 800 млн долларов Россия намеревалась направить на инфраструктурные проекты в Сербии. Правда, с одним условием: Белград должен был предоставить технико-экономическое обоснование. Подготовка сербской стороной проектной документации затянулась, в итоге Сербия осталась без денег. Но к концу прошлого года документы были готовы, и дорога для кредита оказалась открыта.
«Мы подписали соглашение о предоставлении кредита на развитие инфраструктуры Республики Сербия, в первую очередь на развитие железных дорог в сумме 800 миллионов долларов. Этот кредит прорабатывался в течение нескольких лет, и последние действия привели к тому, что в этом году уже предоставим средства, и они уже могут участвовать в развитии экономики Республики Сербия», – сказал Силуанов.
Динкич не скрывал своего удовлетворения соглашением с Россией. Он назвал условия кредита чрезвычайно выгодными, кроме того, это самая большая сумма, которую железные дороги Сербии получали до сих пор. Средства, по его словам, пойдут на модернизацию крупной международной транспортной магистрали «Железнодорожный коридор – 10», а также для модернизации и реконструкции железной дороги Белград – Бар, передает РИА «Новости».
«Первый из проектов, который будет финансироваться за счет этого кредита, – это железная дорога Белград – Панчево. Работы планируется начать весной этого года», – сказал Динкич, добавив, что в модернизации железных дорог Сербии будут участвовать как сербские, так и российские компании.
Более того, вполне возможно, что Сербия вскоре получит еще один кредит от России, уже в размере 1 млрд долларов. По словам Силуанова, этот вопрос обсуждался. Эти деньги должны будут пойти на стабилизацию бюджета Сербии. «Мы договорились через пару недель еще раз встретиться, потому что необходимо поработать с бизнесом, учесть возможные интересы нашего бизнеса по приватизации каких-то объектов в Сербии», – сказал министр финансов России.
Сербия же до конца текущего месяца намерена предоставить строительству сербского участка газопровода «Южный поток» статус национального проекта. «Это произойдет уже в течение текущего месяца. «Южный поток», действительно, проект, имеющий стратегическое значение для Сербии, и правительство уже подготовило проект закона, связанного с предоставлением ему статуса национального проекта», – сказал Динкич.
Для России этот вопрос особенно щекотлив, поскольку она добивается от Еврокомиссии придания «Южному потоку» статуса трансъевропейской сети. Как раньше говорил министр энергетики РФ Александр Новак, присвоение газопроводу статуса нацпроекта в странах, по которым он проходит, поможет России в этом вопросе. Конкурирующий проект Nabucco имеет подобный статус, как, впрочем, «Северный поток» и газопровод Ямал – Европа. Статус трансграничной европейской сети позволил бы вывести «Южный поток» из-под действия третьего энергопакета ЕС, требующего предоставлять доступ к трубе третьим лицам.
«Если ЕС применит правила Третьего энергопакета, то может получиться так, что Газпрому придется резервировать 50% в трубе на сухопутной европейской части под некий газ независимых производителей. Хотя этого газа там и нет. Это может быть разве что азербайджанский газ, но не в таких больших объемах. В итоге труба может оказаться наполовину пустой. Это выльется в простой трубы и потери прибыли для Газпрома», – сказал газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Пока статус национального проекта «Южному потоку» придали Болгария и правительство Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины.
Морской участок газопровода «Южный поток» пройдет по дну Черного моря от компрессорной станции «Русская» на российском побережье до побережья Болгарии. Общая протяженность черноморского участка составит более 900 километров, максимальная глубина – более 2 километров, проектная мощность трубы – 63 млрд кубометров.
Далее газ будет идти от площадки приемного терминала в городе Варны через территории Болгарии, Сербии, Венгрии и Словении на север Италии со строительством газопроводов-отводов с территории Сербии в Хорватию и Республику Сербскую в составе Боснии и Герцеговины. Общая протяженность основного газопровода по территории стран Центральной и Южной Европы составляет 1455 километров без учета отводов.
Как планируется, в 2016 году по «Южному потоку» Газпром будет поставлять 15,75 млрд кубометров газа, в 2017 году – 47,25 млрд кубометров, а в 2018 году выйдет на проектный уровень в 63 млрд кубометров газа. Газопровод может быть наполнен до одной трети газом по новым контрактам, две трети мощностей предполагается для старых контрактов.
Теги:
кредиты, Сербия, Южный поток
Закладки:
Комментарии