Напомним, что в ноябре вице-премьер Владислав Сурков называл существующую схему поддержки отечественного кинематографа «экономическим блефом». Сейчас все фильмы, которые получают господдержку, должны возвращать в бюджет только 5% своего дохода. Сурков пообещал усилить влияние Минкультуры на Фонд кино и оставить за фондом право самостоятельно поддерживать только коммерческое кино новыми способами, в частности, предлагая займы по льготным ставкам. Некоммерческим же кино Фонд кино будет заниматься вместе с Минкультуры.
В этом году средства на поддержку кино в размере 5,4 млрд рублей делились между Фондом кино и Минкультуры. Из них Фонду досталась большая часть – 3,8–3,9 млрд рублей, сообщалось ранее. В 2013 году правительство направит на поддержку кино столько же – 5,34 млрд рублей.
Ранее в Фонде кино замечали, что Минкультуры уже и так контролирует работу фонда, который получает деньги не напрямую из бюджета, а через министерство.
Существующая сегодня схема госфинансирования кино начала действовать в 2009 году, после кризиса. До этого все бюджетные средства, выделенные на кинематограф, распределяло Министерство культуры, однако эту схему сочли слишком коррупционной.
Тогда же Фонд кино решил финансировать кино через компании-лидеры, то есть компании, которые уже научились делать крупнобюджетное разножанровое кино. Как ранее говорили в Фонде, эти компании-лидеры каждый год отбираются по определенным критериям: на 70% это зрительский успех (50% – критерий бокс-офиса, и 20% – телевизионный показ), на 30% – профессиональная оценка (победа в фестивалях, конкурсах и т. д.).
Так, в 2010 году было отобрано восемь компаний, в 2011 году – семь, а в 2012 году их число было увеличено до 10. Компаниями-лидерами были признаны «Арт Пикчерс Студия», «Дирекция кино», компания «СТВ», компания «Реал-Дакота», Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова, «ТаББак», «Централ Партнершип», кинокомпания «Коктебель», «Нон-стоп продакшн» и «ТПО «Рок».
При этом, если в 2011 году всем кинокомпаниям-лидерам выделялся равный объем финансирования (по 250 млн рублей), то в 2012 году принцип распределения был изменен: размер средств для каждой из отобранных кинокомпаний определялся на основании представленного пакета фильмов.
Атака аудиторов
Исполнительный директор Фонда кино Сергей Толстиков заявил газете ВЗГЛЯД, что «это спланированная акция против наших продюсеров и производителей кино».
«Информация, которая опубликована на сайте Счетной палаты, не соответствует действительности. Отдел информации Счетной палаты или еще кто-то специально ввел в заблуждение общественность, манипулируя общественным мнением. Идет информационная война против продюсеров и создателей кино. В протоколе проверки не говорится ни о какой Генпрокуратуре, неэффективности или о невыполнении задач», – заявил Толстиков.
«Надо понимать, что отечественное кино убыточно с коммерческой точки зрения, потому что, во-первых, инфраструктура кинопоказа неразвита», – говорит Толстиков. В России, по его словам, только 2800 экранов, тогда как во Франции, где в два раза меньше населения, 5500 экранов, столько же в Германии, а в США – примерно 39 тыс. экранов. То есть на душу населения В России в четыре раза меньше экранов, чем в странах Европы.
«У нас также нет борьбы с пиратством в интернете, нет участия телевидения в киноиндустрии, до сих пор не сделана единая касса», – добавляет он. На рынке, напомнил Толстиков, доминирует продукция Голливуда. Российскому кино сложно конкурировать с ней в первую очередь потому, что бюджеты лидеров кинопроката просто несравнимы с бюджетами отечественных картин.
«Доля лидеров кинопроката на российском рынке составляет 7,5%, а доля американского кино – 25%. Общий бюджет всех иностранных кинокартин, которые показали в России, – 7,5 млрд долларов. Бюджет 10 фильмов-лидеров по кассовым сборам составляет 1,8 млрд долларов, то есть средний бюджет каждой из этих картин – 180 млн долларов. У нас вся сумма поддержки отечественных фильмов составляет 70 млн долларов, это меньше половины бюджета одного иностранного фильма», – указывает Толстиков.
Отечественные кинокартины действительно преимущественно убыточны. К примеру, в 2012 году вышел фильм «Если бы да кабы» режиссера Олега Осипова. Бюджет фильма составил 6 млн долларов, а сборы – всего 3 тыс. долларов. Бюджет фильма «Багровый цвет снегопада» Владимира Мотыля оценивается в 5,5 млн долларов, а заработать на сборах удалось всего 20 тыс. долларов.
На создание анимационного кино «От винта» о маленьком самолете Миг-29 пришлось выложить 3,5 млн долларов, и хотя этот фильм все-таки пользовался большей популярностью, сборы в 2 млн долларов все равно не помогли выйти картине на самоокупаемость. Та же ситуация и с драмой «Матч» с Сергеем Безруковым: бюджет картины составил целых 10 млн долларов, но заработать удалось только 2,4 млн долларов на сборах.
Механизм субсидирования отечественного кинопроизводства как раз и создан для того, чтобы отечественное кинопроизводство не умерло. «У нас только шесть–семь фильмов из 100 дают 100% возврат денег, самоокупаются. Чтобы было больше коммерчески успешных фильмов, было решено поддержать производство отечественного кино с помощью субсидий. Это безвозмездная помощь деньгами. При этом речи не идет о полном субсидировании производства фильма, какую-то часть средств обязательно вкладывает продюсер. И наша задача – сделать так, чтобы самоокупаемых фильмов было больше», – объясняет Толстиков.
Для этого, по его словам, с 2013 года будут введены новые механизмы поддержки отечественного кинопроизводства. «Это может быть требование 100% возврата денег, компенсация процентных ставок по заимствованным средствам либо участие в прибыли», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Если сейчас каждая из компаний, получивших средства через Фонд, обязана вернуть лишь 5% от той суммы, которая остается продюсерам после вычета из кассовых сборов 50%, положенных кинотеатрам, то в дальнейшем планируется, что государству будет возмещаться от 10 до 50% продюсерской доли в зависимости от жанра картины. Кроме того, в следующем году распределение средств между компаниями-лидерами будет зависеть от их кассовых результатов 2012 года.
Господдержкой отечественного кино вынуждены заниматься во многих странах. Так, во Франции существует много налоговых льгот и преференций для местных кинопроизводителей. В частности, во Франции 10,8% от каждого проданного билета, каждого показанного фильма идет в фонд поддержки кино. Плюс телевидение участвует в финансировании кино, что закреплено законодательством, принося в бюджет 30% инвестиций.
Теги:
кино, счетная палата, российское кино
Комментарии