Россияне потратили на подготовку к «концу света» около 30 млрд рублей, посчитали эксперты ФБК. В первую очередь люди закупали соль, сахар, свечки, гречку и тушенку. Некоторые приобретали билеты за границу в один конец. А особо состоятельные россияне тратили до 200 млн рублей за право пережить апокалипсис в собственном бункере. «Конец света» имел вполне определенную экономическую цену – около 30 млрд рублей. В такую сумму оценили приготовления россиян аналитики аудиторско-консалтинговой компании ФБК, проанализировав прогнозные данные по обороту розничной торговли, объему и структуре платных услуг в декабре 2012 года, а также данные соцопросов о количестве готовившихся к «концу света».
По данным ВЦИОМ, 3% россиян активно готовились к «концу света», запасаясь продуктами и предметами первой необходимости. По данным Левада-Центра, целых 14% россиян считали «конец света» возможным.
«В ноябре 2012 года оборот розничной торговли по факту составил 1892,7 млрд рублей. По опыту последних лет, декабрьский оборот превосходит ноябрьский на 19–20%, поэтому прогнозируем его примерно в 2,3 трлн рублей», – говорит директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Исходя из этого, 3% россиян, активно готовившихся к апокалипсису, всего потратят на покупки товаров в декабре 2012 года порядка 69 млрд рублей. Оценивая долю затрат на «конец света» в их тратах в 25%, получаем, что это 17,3 млрд рублей, поясняет Николаев.
Аналогичный расчет по рынку услуг (туристических, транспортных, связи, культуры и т. д.) дает цифру примерно в 4 млрд рублей. Необходимость учесть траты на лекарства, средства для ухода за телом и косметику, бункеры, рестораны и т. п. заставляет прибавить еще 2–3 млрд рублей.
Таким образом, сумма затрат, основанных на прогнозируемых данных по декабрю 2012 года, составит порядка 23–24 млрд рублей, указывает экономист. Однако эту цифру, по мнению Николаева, необходимо скорректировать в сторону увеличения с учетом того, что готовившиеся к «концу света» граждане делали покупки задолго до конца декабря. Так, повышенный спрос на ряд товаров наблюдался в некоторых регионах уже в сентябре–ноябре 2012 года.
«Таким образом, общую сумму затрат россиян на «конец света» можно оценить максимально в 30 млрд рублей», – делает вывод представитель ФБК.
Правда, существенной помощи экономике страны это не дало. «Одновременно наблюдались сдерживающие мотивы в потребительском настроении россиян: мол, зачем тратиться, если завтра «конец света». Это означает, что экономика с точки зрения специфической активизации потребительского спроса благотворного влияния «конца света» практически не почувствовала», – резюмирует Николаев.
Ажиотажный спрос на продукты и услуги в связи с апокалипсисом не покроет даже потери России от новогодних праздников, которые ранее оценивались в 600–700 млрд рублей или 1,5% ВВП страны.
Для подготовки к «концу света» россияне закупали товары первой необходимости (свечи, соль, сахар-рафинад, гречку, упаковки сухого спирта, тушенку и т. п.) и лекарственные средства, в том числе препараты для сердечно-сосудистой системы. Россияне также приобретали авиабилеты в один конец, в том числе в Мексику, туристические путевки с целью уехать подальше от России.
Некоторые увеличили свои траты на парикмахерские и косметические услуги, включая средства по уходу за кожей, на услуги бань, душевых и саун, курсы по подготовке к «концу света», услуги связи, кафе и рестораны. До 21 декабря на это тратили те, кто придерживается народной поговорки «погибать, так с музыкой», а после россияне праздновали, что «пронесло». Особо богатые не жалели денег на строительство бомбоубежищ и аренду мест в бункерах.
Места спасения
В Европе и Мексике турбизнес постарался по полной воспользоваться паническими настроениями людей и заработать на этом. В Европе было объявлено главное место спасения от «конца света» – это деревенька Бюгараш во французском Каркассоне, которая расположена у подножия горы. 21 декабря в пятницу здесь ожидалось приземление инопланетного корабля, который смог бы увезти и спасти людей. В итоге гостиницы в этом месте были переполнены. По данным поисковика авиабилетов Skyscanner, за неделю до «конца света» число запросов на юг Франции выросло на 41%. Причем из России запросы увеличились на 45%. Кроме того, выросло количество бронирований авиабилетов только в одну сторону.
Вырос поток туристов и в турецкий Шириндже в окрестностях Измира, который по непонятной причине международная исследовательская Blue Energy Group также объявила безопасным местом. Тот же Skyscanner отметил 30-процентный рост бронирований в Турцию с выездами до 21 декабря 2012 года.
Однако пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина говорит газете ВЗГЛЯД, что Skyscanner не приводит абсолютных цифр. «Получается странная цифра, может быть, раньше в деревню Бюгараш приезжало два туриста, а теперь четыре, вот и рост в 50%», – говорит Тюрина.
Некоторые поспешили пережить «конец света» в Мексике и Гватемале, где находятся исторические памятники племени майя. Власти Мексики даже потратили порядка 8 млн долларов в расчете на то, что к ним в страну приедет более 52 млн туристов.
Однако российские туристы и туроператоры остались довольно равнодушными к апокалиптическим настроениям, считает Ирина Тюрина, ссылаясь на опрос туроператоров.
«Российские туроператоры указывают, что у туристов не было даже вопросов о конце света или особых мероприятиях по этому событию, или о французской деревушке Бюгараш, или о спасительном месте в Турции. Никакого ажиотажа на рынке организованного туризма среди россиян не наблюдалось. В Латинскую Америку российские туристы едут в декабре так же активно, как и год назад», – говорит газете ВЗГЛЯД Турина. Получается, что российские туроператоры упустили свой шанс заработать дополнительные доходы на «конце света».
Зато особо предприимчивые россияне заработали на массовом психозе в самой России. Только в Москве и Московской области люди вырыли или обновили 1,5 млн бункеров, в том числе на Рублевке, чтобы пережить в них «конец света», рассказал газете ВЗГЛЯД глава организации «Диггерспас» Вадим Михайлов. К примеру, в районе метро «Таганская» расположен знаменитый «Бункер-42», в котором размещается Музей холодной войны.
Причем такая ситуация характерна для всей центральной части России. Однако точно подсчитать, сколько сейчас всего бункеров в центральном регионе, по его словам, очень сложно. Их может быть в разы больше, чем в одном московском регионе, отмечает Михайлов.
«Это и бывшие погреба, которые были перестроены в бункеры и склады, и бункера, оставшиеся со времен холодной войны, которые достались по наследству или были выкуплены богатыми людьми, и, наконец, новые построенные бункера», – говорит Михайлов газете ВЗГЛЯД. По оценкам Михайлова, на перестройку готового среднего бункера, который остался с прошлых времен, может дополнительно потребоваться 20–30 млн рублей. «Потребоваться могут насыпные работы, еще большее заглубление бункера или введение туда дополнительных санитарных средств и других современных удобств», – отмечает собеседник. Стоимость строительства бункера с нуля, по его словам, могла доходить до 120–200 млн рублей.
Впрочем, даже по московскому региону сложно определить, сколько бункеров было построено с нуля, а сколько – перекуплено и перестроено. Если предположить, что в среднем затраты на один бункер составляли 100 млн рублей, то подготовка к концу света 1,5 млн бункеров только в московском регионе могла стоить 1,5 млрд рублей.
Правда, в истинность утверждений о массовом строительстве и реконструкции подземных сооружений в московском регионе поверить все-таки довольно трудно. Даже если каждый бункер занимает площадь не более 10 квадратных метров, это означает, что было подготовлено 15 миллионов квадратных метров подземных сооружений. Эта цифра сравнима с объемом среднегодового строительства жилья в Москве.
Теги:
потребительский рынок
Закладки:
Комментарии