Вступление в ВТО не слишком облегчило доступ российских товаров на внешние рынки. Минэкономразвития подсчитало государства, которые применяют в отношении нашей страны ограничительные меры. Одной из наиболее строгих в этом отношении оказалась страна, являющаяся ближайшим союзником России - Белоруссия.

Восемнадцать стран мира по состоянию на 1 октября 2012 года применяли защитные меры в отношении российских товаров. Об этом в пятницу сообщает Минэкономразвития.

Все государства названы. Это Австралия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бразилия, Индия, Индонезия, Китай, Республика Корея, Мексика, Молдова, США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, а также страны-члены ЕС как единая таможенная территория.

Максимальное количество ограничительных мер действует в ЕС, Украине, США и Белоруссии. Более половины от всех действующих антидемпинговых мер введены в отношении импорта российских черных металлов и изделий из них. Второе место занимают минеральные удобрения, передает Бизнес-ТАСС.

На 1 октября 2012 года было зафиксировано 73 ограничительных мер. В частности, для защиты своего внутреннего товарного рынка в отношении российских товаров иностранные государства применяют 39 антидемпинговых мер, 3 специальные защитные меры, 31 меру нетарифного регулирования торговли, включая меры административного регулирования.

Также проводятся 5 расследований, из них 4 антидемпинговых и 1 специальное защитное расследование, а также 11 пересмотров антидемпинговых мер, отмечает Минэкономразвития.

В результате проводимой работы за 9 месяцев 2012 года прекратили свое действие 13 мер, препятствующих доступу российских товаров на зарубежные рынки. По предварительным экспертным оценкам, сумма предотвращенного ущерба составила порядка 70 млн долларов, отмечает министерство.
Торговые барьеры
Все защитные меры условно можно разделить на две категории. Антидемпинговые и компенсационные меры применяются, когда зарубежные импортёры нарушают правила конкурентной борьбы. Защитные меры вводятся для защиты национального производителя в условиях нормальной конкуренции.
Россия входит в десятку наиболее дискриминируемых государств, в отношении которых применяются защитные меры в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. До недавнего момента в отношении российских товаров действовало почти сто различных ограничений.
«Антидемпинговые меры в отношении России со стороны других стран существовали всегда», – говорит заведующий лабораторией международной торговли Института экономической политики Александр Кнобель. Особенно, по его словам, от этого страдают металлурги.
Дело в том, что себестоимость производства металла в России гораздо ниже, чем на Украине, в ЕС или США. Это обусловлено низкими ценами на энергоносители. «ЕС и США инициировали огромное количество антидемпинговых расследований, половина которых велись в отношении российского металлопроката», – рассказывает Кнобель.
Известно, что в 2010 году только в отношении российской металлопродукции действовало 27 мер, включая антидемпинговые и защитные пошлины, квоты, технические ограничения. Антидемпинговые пошлины, как правило, достаточно высоки - практически всегда их размер превышает 25%, что серьезно ограничивает торговлю. По некоторым оценкам, потери российских металлургов от дискриминационных мер колеблются от 2,5 до 4 млрд долларов.
22 августа Россия официально стала полноправным 156-м членом ВТО. Ратификация соглашений по ВТО означала автоматическую отмену некоторых ограничительных мер по российскому экспорту. В этом списке – сталь, алкогольная продукция, спутниковые услуги, страхование.  На следующем этапе, в теории, должны быть сняты и другие ограничения.

«Подобные меры устраняются после вступления в ВТО и возникают определенные временные лаги, – поясняет аналитик «Ивесткафе» Илья Раченков. – В частности, США рассчитывают вскоре отменить действие поправки Джексона-Вэника в отношении России, предстоит еще оспаривать пошлины на российскую сталь. В том числе и для этого Россия вступала в ВТО».

Как уже было сказано, США и ЕС в основном применяют дискриминационные меры по отношению к продукции российской металлургической, а также трубной и химической промышленности. Аналогичные товары (по крайней мере представленные первыми двумя сферами) в Россию не поставляются. Украина, напоминает Раченков, в ответ на введение утилизационного сбора в России, ввела аналогичный сбор и у себя. «И Украина, и Россия поставляют друг другу автомобили, однако объем российского экспорта больше», – отмечает аналитик.

Россия якобы «кинула»

Белоруссия – это отдельная тема. Дело в том, что Белоруссия не является членом ВТО, а потому ее внешнеэкономические отношения с Россией развиваются под влиянием совершенно иных факторов.

На прошлой неделе президент Белоруссии Александр Лукашенко рассказывал российским журналистам как Россия «кинула» Минск, вступив во Всемирную торговую организацию, хотя он предлагал создать «свое ВТО на постсоветском пространстве». По его словам, Владимир Путин обещал ему, что «абсолютным приоритетом»  будет создание Таможенного союза и Единого экономического пространства, а «ВТО – вторично». «Что произошло сейчас? Судите сами. Более того, как мне один из министров доложил, с нас уже начинают посмеиваться: ну что, получили?», – признался белорусский президент.

Несколько последних лет Минэкономразвития открыто заносит Белоруссию в список «торговых врагов» России, то есть государств, которые препятствуют ввозу продукции российского производства. Причем в отличие от США и стран Евросоюза Минск активно защищается нетарифными методами от экспансии российских товаров. МЭР России обращает внимание на отсутствие национального режима российским товарам, работам, услугам при допуске к госзакупкам в Белоруссии. Приобрести же российские товары белорусские госорганизации могут только у производителей или их официальных торговых представителей.
Например, табак, рыбу и алкоголь можно ввозить только через специальных импортеров, перечень которых утверждает глава государства. Есть ограничения и для производителей лекарств.
При этом товарная номенклатура белорусского экспорта в Россию и российского экспорта в Белоруссию пересекаются, но некритично, отмечает Илья Раченков из «Инвесткафе». «Вероятно, Белоруссия так и останется в числе стран, наиболее дискриминирующих российский экспорт, даже несмотря на Таможенный союз», – полагает аналитик.
На грани фола
Членство России в ВТО дает ей право подавать в суд ВТО на расследование правомочности антидемпинговых мер. «И можно рассчитывать на то, что они будут отменены при наличии соответствующих на то оснований», – говорит Александр Кнобель. Однако если проблему с пошлинами ВТО еще может успешно решить, то с ликвидацией технических ограничений будет сложнее.
«Дело в том, что нормы ВТО пытаются покрыть весь спектр торговых отношений. Но торговые отношения настолько быстро развиваются, что ВТО не успевает их регламентировать, поэтому торговой организации остаются подвластны только пошлины, которые достаточно просто формализовать», – поясняет эксперт.
В международной торговле наступает период, когда все тарифы постепенно сводятся до нуля, а на первый план выступают как раз меры нетарифного или технического регулирования, которые отдаются на откуп отдельных государств. Таким образом компенсируются выпадающие доходы от пошлин.
«Речь идет о введении дополнительного  санитарного контроля, дополнительных правил сертификации, внедрение новых экологических требований», – перечисляет Кнобель. ВТО тоже старается унифицировать эту часть международной торговли, но это плохо получается – каждая страна тянет одеяло на себя. «Поэтому все страны сейчас стараются использовать на грани фола различные технические требования», – замечает эксперт.
Россия в этом смысле тоже не безгрешна. Здесь уместно вспомнить введение утилизационного сбора, призванного компенсировать обнуление ввозных пошлин на иномарки. «ВТО не в силах это регламентировать и заставить Россию отменить их», – замечает Кнобель. Вместе с тем эксперт приводит пример Сингапура, где вообще запрещена эксплуатация автомобилей старше трех лет. «То есть возить можно иномарки, но их никто не купит. Опять же правилам ВТО это не противоречит», – добавляет он.
Партнер компании «Налоговик» Дмитрий Липатов соглашается с Александром Кнобелем в том, что с помощью инструментов ВТО у России есть возможность урегулировать торговые споры, но только в рамках арбитражной системы данной организации.
Подобным инструментом уже воспользовалась Аргентина в ответ на защитные меры США по импорту цитрусовых. В ответ Аргентине были высказаны претензии в отношении затруднения доступа на местные рынки иностранных поставщиков. «То же самое могут заявить и России, поскольку и она затрудняет доступ иностранных товаров на внутренний рынок», – рассуждает Дмитрий Липатов. «Подобные претензии может предъявлять друг другу практически каждое государство», – заключает он.

Согласно данным Евразийской экономической комиссии, всего на Единой таможенной территории Таможенного союза применяются 12 защитных мер в отношении импортных товаров, 7 из которых антидемпинговые, а 5 – меры специальной защиты. Так, до июня 2016 года ограничен ввоз из Украины стальных кованых валок для прокатных станов, до ноября 2015 года – некоторых видов стальных труб.
В ноябре 2012 год истекает срок действия антидемпинговой меры в отношении труб из коррозионностойкой стали (мера распространяется на все без исключения государства), а вот действие той же меры в отношении крепёжных изделий продлено до марта 2014 года.


Теги: 
ВТО, экспорт




Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх