Подобные заявления вызвали оживленную реакцию со стороны политиков и профсоюзов. Многие из них обеспокоены тем, что давнее табу на сокращение рабочих мест может быть нарушено, поскольку автопром будет вынужден реагировать на обвал цен на автомобили.
Ford Motor заявил, что закроет свой завод в бельгийском городе Генке, где работают 4300 человек. На подобные меры пришлось пойти в прошлом году General Motors и Peugeot, пишет The Financial Times.
Завод в Бельгии, который производит автомобили марок Mondeo, S-Max и Galaxy, переедет в испанскую Валенсию. Это заявление вызвало гневную реакцию со стороны правительства Бельгии. Министр финансов страны Стивен Ванакере заявил, что решение Ford не окончательное. «Мы должны просчитать все ходы, чтобы избежать волны увольнений», – сказал он.
Автопроизводители Peugeot и GM, которые больше других почувствовали спад спроса, объявили о своих планах по ведению четырех совместных проектов. Компании продолжают обсуждать возможность создания совместного предприятия. Это поможет автогигантам сэкономить по 1 млрд долларов ежегодно. Первая совместная модель производителей должна появиться на рынке в 2016 году.
Профсоюзы Opel, который входит в GM, потребовали встречи с руководством. Профсоюзы опасаются, что слияние автомобильных платформ приведет к «гонке на выживание». По их мнению, подобное сотрудничество негативно скажется на зарплатах и условиях работы.
«Пока Европа не имеет ни средств, ни политической воли противостоять закрытию заводов и сокращению рабочей силы. Сокращение спроса в Европе продолжится еще в течение ближайших пяти лет. Без государственной помощи ситуация может развиваться крайне пессимистично: многим предприятиям европейской автомобильной промышленности грозит закрытие, десятки тысяч рабочих мест будут ликвидированы», – отметил директор по развитию компании «Автолокатор» Глеб Славутский.
Однако на фоне масштабного падения автомобильного рынка Европы немецкие производители чувствуют себя достаточно уверенно благодаря тому, что более глобализованы с производством и продажами, чем французы и итальянцы. Они давно развернули производство в Китае и США. Это позволяет им снижать стоимость продукции за счет большого количества продаж.
«Спасти заводы и рабочие места в Европе можно только с помощью кооперации с другими крупными автоконцернами, которые имеют выход на крупнейшие и быстроразвивающиеся рынки, в частности это Россия, Китай и Индия. В случае Peugeot ситуация довольно сложная, так как доля продаж на территории Европы превышает 50%, а производство практически полностью сконцентрировано во Франции, поэтому, в частности, этот завод может спасти только участие крупного мирового игрока типа GM. Второй вариант – это участие государства в спасении, однако, учитывая правила ВТО и Евросоюза, французское правительство ограничено в возможностях, и, вероятнее всего, дальше госгарантий и кредитов госбанков дело не пойдет», – заявил газете ВЗГЛЯД аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк.
«Проблема еще в том, что, не имея мощностей в Китае и Индии, выйти на их рынки можно только с помощью экспорта, что подразумевает высокие транспортные расходы и снижает конкурентоспособность. Остается Россия, но власти страны также ведут политику стимулирования производства внутри страны, при этом стараясь защитить иностранные инвестиции, вложенные в производство на территории России», – добавил эксперт.
Об углублении кризиса также свидетельствует тот факт, что Peugeot завершила переговоры с правительством Франции по спасению своего финансового подразделения Banque PSA Finance.
Французское правительство предоставит государственные гарантии по новым облигациям банковского подразделения автомобильного концерна на сумму до 7 млрд евро. Это самая масштабная помощь властей страны с 2009 года, когда Peugeot и Citroen получили дешевые госкредиты на 6 млрд евро, сообщает «Интерфакс».
Земля Нижняя Саксония в ФРГ, которая является вторым по величине акционером Volkswagen (VW), уже выступила против господдержки французского автопроизводителя и заявила о намерении направить жалобу в Еврокомиссию.
Peugeot ожидает сокращения продаж автомобилей в Европе на 9% в 2012 году, что станет самым сильным годовым падением за 19 лет. В России авторынок вырастет на 11% в этом году, что станет одним из лучших результатов в мире, прогнозирует Peugeot. В Китае ожидается подъем примерно на 7%, в Латинской Америке – на 5%.
Шведская компания Volvo также сильно пострадала от кризиса. В третьем квартале операционная прибыль производителя снизилась почти в три раза – до 208 млн долларов. В компании невысокую прибыль связали с единовременными издержками и низким спросом, сообщает Reuters. Это вынудило производителя грузовиков пойти на снижение производства. По результатам Volvo ударили миллиардные списания, связанные с реструктуризацией отделения UD Trucks, а также переоценка резервных фондов.
Теги:
Ford, автомобили, Европа, финансовый кризис
Комментарии