Создание СП с МАЗом на паритетной основе просто невозможно и потому, что стоимости активов МАЗа и «КамАЗа» сильно разнятся не в пользу белорусского предприятия, пояснял Чемезов.
Но проблема в том, что Белоруссия оценивает свое автопредприятие куда выше реальной рыночной стоимости. Так, в феврале прошлого года республика заявила, что МАЗ стоит целых 2,5 млрд долларов, причем «КамАЗ» на тот момент стоил всего 2,02 млрд долларов, исходя из капитализации. МАЗ – непубличная компания, поэтому оценить ее стоимость сложно. Поэтому госкорпорация «Ростехнологии» предложила для начала провести оценку обоих активов, а потом провести обмен акциям.
Белорусские власти привлекли оценщика – аудиторскую компанию Ernst&Young, которая оценила стоимость активов МАЗа в 800 млн долларов в феврале этого года. Но Лукашенко такая оценка не понравилась, и он потребовал повторно оценить активы МАЗа. В апреле вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко озвучил вторую оценку МАЗа, проведенную компанией Ernst&Young: 1,095 млрд долларов. Но даже при такой стоимости, пояснил Семашко, в предполагаемом холдинге получится 54% акций российской стороны и 46% – белорусской, что Минск не устраивает.
Судя по тому, что сегодня Александр Лукашенко дал согласие на создание СП МАЗа и «КамАЗа» только на паритетной основе (50 на 50), принципиальные разногласия между Москвой и Минском так и не разрешились.
Буквально неделю назад Александр Лукашенко говорил, что готов отказаться от этой идеи, если позиция партнеров не изменится. «Мы твердо договорились: если мы объединяем активы, значит в общей компании 50/50, соответствующее управление. Но руководство той корпорации, видите ли, не устраивает 50/50. Надо контрольный пакет акций, и дороговато Белоруссия просит. Ну хорошо, если дорого, тогда не надо соглашаться. Давайте будем работать», – заявил Лукашенко 14 июня, отметив, что у него состоялся разговор с президентом России о перспективах объединения двух предприятий. «Прежде чем говорить послу об этом, надо уточнить. МАЗ сегодня нисколько не хуже «КамАЗа». С удовольствием его покупают. И не только в республиках СНГ, но и в России с удовольствием берут», – сказал глава белорусского государства.
Для «КамАЗа» белорусский завод интересен тем, что МАЗ широко представлен в сегменте седельных тягачей, где доля «КамАЗа» пока меньше 5%. За счет Минского автозавода «КамАЗ» получит новый сегмент рынка. МАЗу же одному будет сложно выжить на рынке, да и «КамАЗу» нужны союзники, чтобы противостоять конкурентам, которые могут активно хлынуть в Россию после ее вступления в ВТО. Как недавно говорил российский посол в Минске Александр Суриков, есть опасения, что «и МАЗ, и «КамАЗ» будут выжиты со всех рынков китайскими компаниями». «Если белорусская сторона уйдет со своим МАЗом в сторону, у нее появятся проблемы еще быстрее, чем с другими конкурентами», – предупреждал дипломат.
Теги:
Россия и Белоруссия, КамАЗ
Комментарии