В России может появиться вторая по величине монополия после Газпрома. Власти решили объединить холдинг МРСК и ФСК в национальную сетевую компанию. Тем самым они признали провал энергетической реформы Анатолия Чубайса. Некоторые эксперты считают, что новая крупная госкомпания будет еще менее эффективна, чем в свое время РАО «ЕЭС России». Холдинг МРСК не просто отдадут в управление ФСК ЕЭС, но в дальнейшем их объединят в национальную сетевую компанию. Об этом в понедельник официально заявил и. о. вице-премьера Игорь Сечин. «Корпоративная структура, корпоративные решения еще будут обсуждаться, но на этом этапе в целях сохранения работы (сетевого хозяйства) и обеспечения энергобезопасности компании МРСК и ФСК будут работать в рамках нынешней структуры с выходом на единую национальную сетевую компанию», – цитирует Сечина «Интерфакс». По его мнению, у единой национальной сетевой компании «хорошие перспективы» развития в будущем. Однако сроки создания такой компании он не стал обсуждать, добавив, что «надо смотреть на корпоративные процедуры, корпоративное законодательство». Слухи о слиянии холдинга МРСК, управляющего сетями низкого напряжения, с ФСК, управляющей сетями высокого напряжения, впервые появились на прошлой неделе. Сначала в Минэнерго подтвердили лишь факт передачи функции единоличного исполнительного органа ФСК до 1 июля. По неподтвержденной информации, в конце мая нынешний глава холдинга МРСК Николай Швец уйдет в отставку. На этих новостях компании продолжают терять свою стоимость. На прошлой неделе холдинг МРСК потерял десятую часть своей стоимости, она снизилась до 96,3 млрд рублей, ФСК подешевела на 8,3% до 285,5 млрд рублей (на 11 мая). В понедельник акции ФСК и холдинга МРСК упали еще на 4% на фоне падения индекса ММВБ-РТС только на 2%. В ФСК считают, что слияние позволит обеспечить единый подход к управлению электросетевым комплексом, сформировать единые правила управления. Это позволит также ускорить создание Сетевого кодекса, регламентирующего деятельность энергетических компаний в России. Холдинг МРСК управляет большей частью распредсетевого комплекса РФ и контролируется государством. ФСК владеет и управляет электросетевыми объектами единой национальной электросети РФ. Контролирующим акционером также выступает государство. МРСК и ФСК были образованы в рамках реформы электроэнергетики, которая привела к упразднению монополиста РАО «ЕЭС России». Холдинг МРСК получил распределительные электрические сети напряжением 220 киловольт и ниже, а ФСК – магистральные сети от 220 киловольт и выше. «Объединяя МРСК и ФСК, мы получаем новую разновидность монополии, которой не было даже во времена РАО «ЕЭС России». Последняя имела региональную систему управления. Его дочерние компании АО «Энерго» занимались руководством, поддержанием и развитием электроэнергетики отдельного региона. Сейчас же монополия будет строиться на дивизионном принципе управления энергетикой, где несколько руководителей будут отчитываться перед государством за генерацию и сети», – говорит газете ВЗГЛЯД директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Все помнят, что задача реформы РАО «ЕЭС России», устроенной Анатолием Чубайсом, заключалась в делении монополии на разные активы, однако многие забывают о главной задаче – создании новых правил работы для новых участников рынка и взаимодействия между собой, говорит Пикин. «Создавая новую дивизиональную монополию, государство, по сути, расписывается в невозможности создания этой системы правил, которая бы мотивировала эффективно работать электроэнергетические компании», – считает он. В 2008 году холдинг МРСК создавался как временная управляющая структура, пока «дочки» МРСК не будут приватизированы. Но до 2012 года ни одно из отделений МРСК так и не было приватизировано, говорит Дмитрий Доронин из Rye, Man & Gor securities. «Создание такой монополии противоречит тому, ради чего начиналась реформа электроэнергетической отрасли страны. Речь шла о приватизации «дочек» МРСК для привлечения частных инвестиций в отрасль. А слияние МРСК и ФСК означает закрытие этой темы. Государство расписывается в том, что единственным акционером и инвестором в инфраструктуру электроэнергетики будет государство, то есть федеральный бюджет, который и так сейчас в большом количестве несет социальные функции», – говорит Сергей Пикин. «Тогда логичней создать РАО ЕЭС, это будет более эффективная конструкция, чем создаваемый дивизионный принцип управления отраслью», – полагает Пикин. «С точки зрения правительства, это удобная форма «ручного» контроля и регулирования электроэнергетики. Но я считаю, что это будет негативно для энергетической отрасли и для экономики страны. Если посмотреть на выручку всей электроэнергетики, то эта объединенная компания получит большую часть рынка, более 1 трлн рублей в год», – отмечает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, добавляя, что это будет, скорее всего, вторая по величине компания после Газпрома в России. Правда, Дмитрий Доронин из RMG считает, что объединение МРСК и ФСК пока не говорит автоматически, что приватизации не будет или что она обязательно будет. Этот вопрос он считает открытым. «Власти решили объединить компании, так как МРСК не смогла справиться с вызовами, которые стоят перед отраслью. Это перекрестное субсидирование, из которого вытекает проблема последней мили, слабый контроль над издержками и потери в сетях», – говорит отраслевой аналитик Дмитрий Доронин из Rye, Man & Gor securities. Проблемы отрасли Приватизация «дочек» МРСК так и не состоялась, а сложные проблемы, напрямую связанные с тарифами, так и не решились. Причем перекрестное субсидирование и RAP-регулирование – это новые правила игры, которые были введены после реформирования РАО «ЕЭС России». «Последняя миля» – это так называемое перекрестное субсидирование, когда крупный промышленный потребитель, подключенный к магистральным сетям ФСК, субсидирует население за счет оплаты тарифа распредсетей, услугами которых в реальности не пользуется. В итоге крупная промышленность платит по более высоким тарифам, а население – по более низким. «Перекрестное субсидирование появилось в 2008–2009 годах после расформирования РАО ЕЭС, однако планировалось постепенно отказаться от него уже к 2012 году, должно было происходить сближение тарифов для населения и промышленных потребителей. На деле же получилось, что тарифы для населения росли, а для промпотребителей – не падали», – рассказывает Дмитрий Доронин. Теперь проблемы «последней мили» планируется решить к концу 2014 года, однако каким образом – пока нет четкого понимания. Между тем отмена «последней мили» приведет к резкому росту тарифов для населения, в среднем на 20%, а в ряде регионов, например в Сибири, – на целых 50%. Государство, конечно, этого не может допустить, поэтому уход потребителей с «последней мили» приведет к выпадению доходов и убыткам распредсетей. «Если финансы МРСК уйдут в большой минус, значит региональные МРСК не смогут выполнять инвестиционные программы, что грозит отключениями, авариями и тому подобным. Ведь большую часть инвестпрограммы МРСК занимает текущий ремонт. Региональные сети серьезно изношены, и им нужна постоянная финансовая подпитка», – рассказывает эксперт RMG. Важной проблемой является отсутствие контроля над издержками МРСК, и она тоже так и не решена. «До 2009 года компании работали по системе, по которой если ты сокращаешь издержки и меньше инвестируешь, то, видя это, регулятор на следующий год дает более низкий тариф. Экономить просто не было смысла, компании стали раздувать инвестпрограммы. Для борьбы с этой ситуацией в 2009 году был объявлен переход на RAB-регулирование тарифов», – говорит Дмитрий Доронин. RAB-регулирование – это тарифообразование на основе долгосрочного регулирования тарифов, которые устанавливаются на три–пять лет. Регулятор формирует тариф таким образом, чтобы компании могли возвращать инвестиционные средства и проценты на привлеченный капитал. Сначала в России на RAB-регулирование перешли лишь пилотные регионы, и только с 2011 года – практически все региональные МРСК, за исключением ряда северных регионов. «Тарифы в 2011 предвыборном году очень сильно выросли, и в апреле государство пообещало пересмотреть RAB-регулирование. То есть игра по новым правилам только началась, а государство хочет снова поменять правила», – говорит эксперт, добавляя при этом, что RAB-регулирование было правильным решением, просто его реализация не продумана. К началу 2013 года регулятор обещает разработать методику расчета тарифов, которая помогла бы избегать неоправданного раздувания инвестиций. «Все эти проблемы: и перекрестное субсидирование, и слабый контроль за издержками, и потери в сети – сами по себе не решаются с помощью передачи холдинга МРСК другой компании. ФСК не волшебник. Решить проблемы должны и власти, и МРСК. Поскольку это монопольная, а не конкурентная среда, то важнейшая роль здесь за регулятором. Но государство пока так и не предложило решений проблем отрасли», – считает Дмитрий Доронин. Потребители Сам факт объединения МРСК и ФСК принципиально ничего не поменяет с точки зрения и тарифов для потребителей, и стоимости подключения к электросетям, говорит эксперт RMG. В предвыборном году правительство утвердило довольно скромные темпы роста цен естественных монополий на 2012–2014 годы. Несмотря на споры, в марте этого года правительство подтвердило в социально-экономическом плане развития РФ невысокие тарифы магистральных и распределительных электросетей: в 2012 году рост максимум на 11%, в 2013 и 2014 годах – на 10%. «Судя по риторике чиновников, тарифы для потребителей в ближайшие три года будут расти такими скромными темпами», – говорит аналитик. При этом ФСК просила поднять тарифы на 19%, чтобы избежать наращивания долговой нагрузки. «Высшее руководство страны также обозначило вектор на снижение стоимости подключения к сетям. Однако большой вопрос, будет ли это реализовано», – говорит Дмитрий Доронин. «Это неоднозначная проблема. С одной стороны, подключение к сетям, так называемое технологическое присоединение, это «халявные» деньги для региональных МРСК. Себестоимость работ несопоставима с тем, сколько МРСК берут за услугу. С другой стороны, к примеру, Ленэнерго за счет этих денег покрывает операционные убытки от самой передачи электроэнергии. Им нужны эти деньги, чтобы выходить в ноль или в маленькую прибыль. Плюс деньги за техприсоединение делают менее острой проблему «последней мили», потому что компании на этом зарабатывают и могут снизить нагрузку на прочих потребителей», – поясняет эксперт. В связи с этим он сомневается, что стоимость техприсоединения будет снижаться, но, вероятно, не будет расти. Впрочем, эти вопросы в целом решает регулятор, а не компании. Если бы МРСК и ФСК не объединились, произошло бы то же самое, полагает он. «Чем крупнее монополия, тем больше доля непрозрачных расходов и сложнее ее контролировать. Поэтому говорить, что при новой структуре тарифы будут оптимизированы и меньше, чем сейчас, явно неправильно. Эта компания будет иметь другой политический вес, это целое государственное агентство по своему статусу, и у нее будет больше возможности для повышения тарифов», – считает Сергей Пикин.
Комментарии