Роснефть подписала соглашение о сотрудничестве на арктическом шельфе с третьей зарубежной компанией – норвежской Statoil. В течение последних недель она заручилась партнерством также с американской Exxon Mobil и итальянской Eni. Каждая из них получила по третьей части в совместных проектах с Роснефтью. В течение трех недель Роснефть заключила соглашения о сотрудничестве на шельфе с тремя иностранными компаниями: американской ExxonMobil, итальянской Eni и вот теперь в субботу – с норвежской Statoil. Все они примут участие в разработке шельфа на равных условиях, получив третью часть в проектах. В обмен на это российская компания получает возможность принять участие в проектах своих компаний за рубежом.
«Роснефть диверсифицирует базу партнеров по разработке шельфа, стараясь для работы в разных регионов привлечь отдельного участника. Тем самым, она делит риски по новым проектам с партнерами. К тому же только у одной Eni или Exxon могло бы не хватить средств на разработку таких масштабных проектов», - говорит газете ВЗГЛЯД старший аналитик по нефти и газу ИФК «Метрополь» Сергей Вахромеев. Это дает основания полагать, что реализация проектов на шельфе, скорее всего, ускорится, считает он.
Что получили норвежцы
Подписанное в субботу соглашение Роснефти со Statoil предусматривает совместное освоение четырех участков на российском шельфе, прогнозные ресурсы которых составляют примерно 2 млрд тонн нефти и 1,8 трлн кубометров газа. Это Персеевский участок в Баренцевом море и три участка в Охотском море - Магадан-1, Лисянский и Кашеваровский, передает «Интерфакс». Доля Statoil в этих проектах составит 33,3%. Норвежская компания должна будет полностью профинансировать работы по геологоразведке на этих участках.
Раньше других первая разведочная скважина должна появится на участке Магадан-1 – к 2016 году, в следующем году - на Лисянском участке, к 2019 году - на Кашеваровском участке, к 2020 году - на Персеевском участке, говорится в сообщении норвежской компании. До этого Statoil начнет работы по покрытию участков сейсмикой 2D и 3D, начиная с 2014 года.
Стороны также вместе займутся исследованиями для поиска эффективных подходов к разработке месторождений нефти и газа с трудноизвлекаемыми запасами в отложениях сланцевой нефти Хадумской свиты в Ставрополье и подгазовой оторочки нефти повышенной вязкости Северо-Комсомольского месторождения в ЯНАО. Запасы этого участка в ЯНАО составляют порядка 200 млн тонн, уточнил глава Роснефти Эдуард Худайнатов. В случае обнаружения коммерческих запасов стороны планируют совместно разрабатывать соответствующие залежи.
Роснефть
По соглашению Statoil возместит Роснефти исторические затраты и 33,3% от стоимости расходов российской компании за оплату лицензии по шельфовым участкам. Соглашение также закрепляет за Роснефтью возможность получения от Statoil единовременного бонуса за каждое коммерческое открытие запасов нефти и газа.
Роснефть также получит возможность приобрести долю в проектах и активах Statoil в разведке и добыче в Северном море, а также на участках норвежской части Баренцева моря. Кроме того, соглашение также предусматривает возможность маркетинга нефти и нефтепродуктов в страны Северной Европы.
Роснефть и Statoil договорились совместно принимать участие в тендерах на участки, предназначенные для проведения геологоразведочных работ на шельфе Норвегии. «В Норвегии ожидаются в этом и следующих годах раунды по лицензированию участков под геологоразведку на шельфе. Роснефть совместно со Statoil будут участвовать в этих проектах. Какие это будут участки, будет определено при проведении тендеров», - рассказал Худайнатов.
По его словам, подписание соглашения со Statoil даст новый импульс к повышению капитализации обеих компаний. Впрочем, Худайнатов надеялся на это при подписании каждого соглашения. Год назад после подписания стратегического соглашения с BP, которое позднее было расторгнуто, капитализация Роснефти составила 81,6 млрд долларов. В середине апреля этого года накануне подписания новых соглашений с Exxon в рамках стратегического альянса капитализация Роснефти составила уже 74 млрд долларов. Подписание соглашения с Eni в конце апреля никак не отразилось на этом показателе. В конце торгов 5 мая, когда было подписано соглашение с норвежцами, капитализация Роснефти оценивалась в 69,4 млрд долларов.
Российские компании не торопятся
Роснефть не подписала еще ни одного соглашения с российскими компаниями об участии в работе на шельфе. Однако «Лукойл» и ТНК-BP приняли предложение компании об участии в этих проектах.
Ранее Роснефть направила письма с приглашением всем частным игрокам российской нефтяной отрасли, в том числе «Сургутнефтегазу» и «Башнефти», принять участие в разработке по 12 участкам шельфа РФ. Но заинтересованность выразили пока другие две компании. Между тем, у Роснефти уже осталось всего пять участков на шельфе, по которым еще не заключены соглашения с партнерами. Это Магадан-2, 3, Южно-Черноморский участок, Южно-Русский участок и участок Медынско-Варандейское море.
По словам Худайнатова, Роснефть ожидает жесткой конкуренции среди нефтяных компаний за работу с ней на шельфе. Он рассказал, что компания надо подбробно ответить на все пункты письма и «поторопиться, чтобы успеть» заключить соглашение с Роснефтью.
Раньше частные российские компании отказывались от участия в работе на шельфе РФ вместе с Роснефтью, потому что им не давали контроль в проектах и нужно было компенсировать капитальные затраты по разработке месторождений, напоминает Вахромеев. Сейчас условия для них не изменились: Роснефть готова дать только третью часть в проектах, как и иностранным компаниям.
Возможно, что теперь компании больше заинтересованы в разработке арктических месторождений в виду налоговых каникул, принятых для проектов на шельфе, а также высоких цен на нефть. Однако в конечном счете российские компании могут опять отказаться, не исключает эксперт.
«У западных компаний запасы нефти ограничены 6 – 15 годами, для них критичны сроки развития арктического шельфа. Для российских же компаний это не так критично, потому что обеспеченность запасами нефти в среднем составляет 22-23 года. У них есть время подумать в отличие от западных компаниях. Возможно, они ждут более выгодных условий, торгуются. И по мере создания инфраструктуры и разведки на шельфе будет видно, какие месторождения наиболее перспективные, ведь там надо еще понять, какой объем запасов окажется доказанным», - рассуждает Вахромеев.
Теги:
Роснефть, месторождения, арктический шельф
Закладки:
Комментарии