Statoil уже участвует в освоении российского шельфа – в проекте разработки газоконденсатного Штокмановского месторождения. Однако пока единственный крупный проект норвежской компании в России буксует. Партнеры по Shtokman Development, среди которых Газпром, французская Total и Statoil, пока так и не согласовали технологическую схему реализации проекта и не приняли по нему инвестиционное решение. Они подумывают над тем, чтобы изменить модель партнерства, и рассматривают возможность производства только сжиженного природного газа.
«Вероятно, Роснефть может войти в проекты Statoil и примет участие в освоении норвежского шельфа. А о Роснефти на мировой арене будет складываться мнение как о компании, которая нацелена на крепкую дружбу с иностранными нефтяными концернами», – отметила эксперт ИФК «Солид» Эльвира Малахова. По ее словам, Statoil – один из пионеров в работе в тяжелых условиях Крайнего Севера, в частности в арктических морях, поэтому российское правительство возлагает на нее большие надежды.
Аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг предполагает, что Statoil получит треть доли в проекте по освоению участков и примет на себя все расходы на геологоразведочные работы. По его мнению, условия будут такие же, как и для других иностранных компаний, с которыми договорилась Роснефть. У Statoil большой портфель международных проектов, в которые может войти Роснефть.
Роснефть уже заключила подобные соглашения с американской Exxon Mobil и итальянской Eni, после того как премьер-министр и избранный президент России Владимир Путин объявил о налоговых каникулах для шельфа. Компаниям, работающим на шельфе, пообещали полную отмену экспортных пошлин и снижение НДПИ – для поддержания внутренней нормы доходности (IRR) проекта на уровне 16–22%.
Роснефть и Exxon Mobil договорились о совместной геологоразведке и освоении лицензионных участков Роснефти в Карском море – Восточно-Приновоземельские 1, 2, 3 – и Туапсинского лицензионного участка в Черном море. Участие Роснефти в проектах по освоению участков в двух морях составит 66,7%, Exxon Mobil – 33,3%.
Примерные инвестиции в совместные проекты компаний в Карском море оцениваются в 200–300 млрд долларов, в Черном море – в 50 млрд долларов. Американская компания займется освоением шельфа в наших морях, а российская компания получит по 30% в трех проектах партнера в США, Мексиканском заливе и Канаде.
Соглашение Роснефти о стратегическом сотрудничестве с Eni предполагает совместную работу на двух участках шельфа Баренцева моря и на одном участке в Черном море. Условия аналогичны тем, на которых работает с Роснефтью Exxon. Российская госкомпания также получила возможность войти в зарубежные проекты итальянского партнера.
В апреле Роснефть предложила российским нефтяным компаниям поработать на шельфе на тех же условиях, что и с американской Exxon. Роснефть предложила компаниям совместную работу по 12 участкам на шельфе, в том числе в бывшей «серой зоне» Баренцева моря, на Магадане и других.
Пока свое намерение по совместной с Роснефтью работе на шельфе официально подтвердил только ЛУКОЙЛ. Башнефть подчеркивала, что ей интересно предложение Роснефти, но оно пока изучается.
В пятницу вице-премьер Игорь Сечин сообщил, что российские компании сформировали две рабочие группы для обсуждения совместной работы по освоению шельфа. Сейчас эксклюзивное право разработки шельфа принадлежит государственным Роснефти и Газпрому.
Игорь Сечин не назвал компании, которые создали рабочие группы. При этом он отметил, что компании, которые проявляют интерес к работе на шельфе, сейчас выбирают участки, и ограничений по участкам нет.
По словам вице-премьера, вопросы экологии при работе на шельфе значительно более серьезные, чем при разработке месторождений на континенте. В частности, работа на шельфе предъявляет требования по экологии гораздо более высокие, чем при разработке месторождения Требса и Титова.
Теги:
Роснефть, месторождения
Комментарии