Первый вице-премьер Игорь Шувалов выступил в среду в Совете Федерации в рамках «правительственного часа» с докладом, посвященным перспективам и влиянию на российскую экономику вступления России в ВТО и Таможенный союз. Он заверил сенаторов, что экономика страны, в том числе наиболее чувствительные отрасли, такие как сельское хозяйство и автопром, никоим образом не пострадают от этого шага, напротив, станут более конкурентоспособными и инвестиционно привлекательными.
Основными преимуществами присоединения России к ВТО Игорь Шувалов назвал «либерализацию внешней торговли, улучшение инвестиционного климата и развитие конкуренции на внутреннем рынке». Все это, по его мнению, позволит снизить цены на товары и услуги для российских потребителей, откроет новые возможности для защиты российских экспортеров за счет введения антидемпинговых мер и компенсационных пошлин, устранит протекционистские торговые барьеры со стороны зарубежных государств. Кроме того, Россия получает широкий спектр прав, в том числе в разрешении торговых споров, что позволит эффективно противодействовать дискриминации нашей продукции за рубежом.
Несмотря на мрачные прогнозы аграриев, которые боялись негативных последствий для отрасли из-за потери целого ряда косвенных мер поддержки, таких как льготные цены на газ, на перевозку сельхозпродукции и минеральные удобрения, по мнению Шувалова, катастрофы ждать не стоит. Сельское хозяйство не останется без необходимой ему госпомощи.
«Откровенно вам скажу, я не вижу ресурса у Российской Федерации в настоящий момент предоставить помощь сельхозпроизводителям в том объеме, что мы выторговали в процессе присоединения к ВТО, — заявил он. — Это очень большой объем, я сомневаюсь, что у нашей бюджетной системы есть такие возможности».
Первый вице-премьер напомнил, что в рамках ВТО был согласован лимит господдержки АПК в размере до 9 млрд долларов в год с постепенным его сокращением к 2018 году до 4,4 млрд долларов.
Также он успокоил «болеющих» за судьбу отечественного автопрома, которые высказывали опасения, что после вступления России в ВТО и Таможенный союз в нашу страну вновь хлынут подержанные иномарки. «Мы должны сделать все, чтобы хлам не заполонил рынки России, Белоруссии и Казахстана», — заявил Шувалов. Для этого будет введен утилизационный сбор, который сможет «защищать» российский рынок от автомобилей старше, чем 2-3 года. Сумма и размер утилизационного сбора будут определены еще до ратификации протокола о вступлении в ВТО.
Ранее о возможности введения утилизационного сбора говорил премьер-министр Владимир Путин на совещании в Тольятти 4 апреля. По мнению экспертов, сумма сборов и пошлин на ввоз импортных автомобилей с пробегом с учетом новых мер составит в среднем порядка 25% стоимости.
Как следует из слов Шувалова, недовольным вступлением в ВТО может оказаться только один человек — главный санитарный врач Геннадий Онищенко. «Торговля станет более либеральной. В том числе, мы уже не сможем так хулиганить с мерами фитосанитарного контроля. И мы сами в этом заинтересованы», — пригрозил первый вице-премьер.
В то же время вступление в ВТО может повлечь за собой определенные трудности для бизнеса, абсолютного оптимизма Шувалова предприниматели и юристы из Смоленска и других городов не разделяют. Больше всего опасаются они за сектор услуг. По словам управляющего партнера «Муранов, Черняков и партнеры» Александра Муранова, позиция России в ходе переговорного процесса изменялась в сторону все больших уступок иностранным лицам по отдельным секторам услуг.
«Как следует из проведенного нами анализа, обязательства, которые Россия берет на себя при вступлении в ВТО в отношении различных сфер услуг, крайне неоднородны. Россия открывает широкий доступ иностранцам в ряд отраслей, как, например, в телекоммуникации, где иностранные лица будут иметь право без ограничений быть допущенными к оказанию своих услуг любым лицам в России трансграничным образом (потребитель услуги в одной стране, а ее поставщик в другой», — отмечает Муранов.
Свои опасения высказывают уже и металлурги, при том, что еще несколько лет назад именно они лоббировали членство России в ВТО. «Членство в ВТО не подразумевает квотирования, то есть, по сути, ограничения объемов экспорта, а пошлины подразумевает. В связи с этим есть риск, что после вступления России в ВТО, когда квоты будут отменены, начнется новый виток защитных расследований. Оспаривать по правилам организации их, несомненно, можно, но это долгий процесс, и за это время экспорт может вообще остановиться. Тем более в периоды, когда цены на металлы низкие, как сейчас, каждая страна пытается защитить себя и легче идет на введение защитных мер, и чаще их инициирует», — говорит директор по внешним связям НЛМК Антон Базулев.
Комментарии