«У нас и так ситуация специфическая: инфляция в прошлом году 6,1%, там ставка рефинансирования – 8%, а кредиты выдаются, например, под 12,7%. Согласитесь, «хвост» приличный получается, это, по сути, двукратное увеличение стоимости денег против существующей накопленной инфляции», – цитирует «Интерфакс» главу государства.
Сопоставление ставок с инфляцией имеет смысл с точки зрения оценки стоимости банковского кредитования и его рентабельности, соглашается эксперт Экономической экспертной группы (ЭЭГ) Игорь Беляков. Однако он замечает, что кредиты бывают разные (разным заемщикам, на разные сроки, с разным уровнем обеспечения) и упомянутая президентом ставка в 12,7% относится к малому бизнесу, где риски выше среднего уровня, поэтому и проценты выше.
При этом, указывает экономист, если посмотреть на другие кредиты, то можно увидеть, что некоторые кредитные ставки за последние два года снижались сильнее, чем инфляция. В качестве примера он приводит среднюю ставку по кредитам нефинансовым организациям сроком до одного года, публикуемую ЦБ. В январе 2010 года она составляла 13,9%, а в октябре этого года снизилась до 8,6% (это последние данные), причем в течение года эта ставка снижалась и до 7,9%. При этом годовая инфляция с января 2010 года снизилась с 8% до 6,1% к декабрю 2011 года. Вот и получается, что снижение ставок в последние два года было существеннее снижения инфляции.
Замечание по поводу специфического кредитования Медведев сделал в ответ на выступление руководителя ВТБ Андрея Костина. Банкир высказал опасение, что «если будет сохраняться или ухудшаться ситуация с ликвидностью, это приведет к увеличению стоимости кредитов». В таком случае, по его словам, могут подорожать не только кредиты для малого бизнеса, но и остальные виды кредитования. При этом Костин заметил, что «если банковский сектор будет обеспечен ликвидностью, в том числе при поддержке государства, то нам удастся сохранить ставки, не повышать их, а может быть, делать их и ниже».
Обеспечение банков ликвидностью действительно может помочь заморозить и даже снизить процентные ставки. Однако это лишь одна из мер.
«Даже несмотря на значительное снижение инфляции, наш уровень инфляции остается выше, чем в развитых странах. Для того чтобы процентные ставки снижались, надо продолжать усилия по снижению инфляции», – считает главный экономист Дойче банка Ярослав Лисоволик.
Одной из главных причин того, что в российском банковском бизнесе получается такой приличный «хвост», является высокая степень разного рода рисков, которые присущи российскому рынку, добавляет ведущий аналитик департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Алексей Козлов. «Многие банки кредитуются за рубежом, рубль в последнее время крайне нестабилен, таким образом, возникают курсовые риски, которые автоматически вкладываются в стоимость кредитов», – добавляет эксперт.
«Кроме того, банку важнее инфляция за период действия кредита, чем ее текущее, может быть, кратковременное снижение. И в этом смысле ожидания инфляции играют большую роль», – добавляет Игорь Беляков. К примеру, по итогам июля 2010 года инфляция за 12 месяцев составила 5,5%, а по итогам января 2011 года была уже 9,6%. Сейчас, по его словам, у участников рынка нет ожиданий, что уровень инфляции порядка 6–6,5% будет устойчивым: консенсус-прогноз экспертов дает 7,1% на 2012 год.
«С другой стороны, наиболее непосредственное практическое значение для банков с точки зрения ставок по кредитам имеют условия и стоимость привлечения средств, – указывает Беляков из ЭЭГ. – Например, рост ставок межбанковского кредитования с августа по октябрь с 4,0 до 4,9% в условиях дефицита ликвидности, естественно, повысил среднюю ставку кредитования (нефинансовым предприятиям до года) – с 7,9% до 8,6%».
«К тому же рынок попросту позволяет банкам работать с высоким уровнем маржи», – замечает Алексей Козлов. «В России банки работают с большой маржей, потому что в определенных сегментах рынка и в отдельных регионах слабая конкуренция. Надо усилить конкурентную среду», – замечает Ярослав Лисоволик.
«В Европе и США ставка кредитования близка к инфляции – около 3–3,5% – благодаря низким учетным ставкам (ФРС – 0,25% и ЕЦБ – 1%). То есть банковская маржа составляет около 2% и выше. Российские показатели (рассматривая разницу средней ставки кредитования и аукционов прямого РЕПО ЦБ РФ) сейчас выше, но ненамного», – отмечает Игорь Беляков из ЭЭГ. Это объясняется, по его словам, более высокими кредитными рисками в России, экономике с формирующимся рынком, и уровнем общего финансового развития. Согласно отчету Всемирного экономического форума Financial Development Report, Россия занимает по финансовому развитию лишь 39-е место среди ведущих экономик мира, напоминает Беляков.
Теги:
банки, кредиты, инфляция, Дмитрий Медведев
Комментарии