Ситуация вокруг цен на авиакеросин вновь накалилась и вызвала разговоры о возможном дефиците топлива в аэропортах. Авиакеросин в России стоит дороже, чем в Европе, и это притом что стоимость обычного автомобильного бензина у нас вдвое ниже. Эксперты объяснили, чем вызван данный парадокс. Минэнерго выступило с новыми заявлениями по поводу взлета цен на авиатопливо. Ведомство уверяет, что предпосылок для дальнейшего роста нет и с начала сентября отгрузка авиакеросина потребителям идет в соответствии с планом. По данным министерства, отпускные цены НПЗ на авиационный керосин выросли к августу на 3,5% – с 22,934 тыс. рублей за тонну до 23,747 тыс. рублей (на 17 сентября).
«Предпосылок для возникновения кризиса на российском рынке авиационного керосина нет», – заявил пресс-секретарь Минэнерго России Дмитрий Клоков, передает РИА «Новости». Потребности московского авиационного узла в авиакеросине сейчас закрыты действующими контрактами на 96%, говорится в сообщении Минэнерго. По данным на понедельник, 19 сентября, расход авиакеросина в аэропортах московского узла на 21% ниже заявленного плана. Таким образом, при сохранении среднесуточного потребления на текущем уровне расход московского авиаузла будет закрыт действующими контрактами с существенным профицитом.
Более существенный рост биржевых цен на авиационный керосин представитель Минэнерго России связывает со спекулятивным фактором. Так, при реализации авиационного топлива на бирже на уровне 15% от общего объема продаж спрос по-прежнему в девять раз превышает предложение.
«Если при поставке по прямым договорам конечный потребитель понятен, то объемы, приобретаемые на бирже, могут впоследствии перенаправляться на внутренний рынок в качестве компонента смешения для получения зимнего дизельного топлива», – отмечает он.
В том, что рост цен – это результат спекуляций, не сомневается и директор по развитию и маркетингу центра «Кортес» Павел Строков. «Нефтяные компании производят керосин в необходимом авиакомпаниям объеме. В этом месяце просто не все учли свои потребности в керосине. Это типичной воды разбалансированность рынка. Тот, кто успел, тот законтрактовался, для них цены никто не меняет. Пострадали те, кто работает на спотовом рынке или не полностью законтрактовался. Объемы изначально не были большими, поэтому они были проданы дороже на бирже, и цена ушла вверх», – объяснил Павел Строков.
Напомним, примерно аналогичная ситуация наблюдалась в августе – сентябре прошлого года. Тогда рост цен объяснялся большим количеством посредников на пути от производителя до потребителя. «Сейчас винить некого, остались только производители. Многие нефтяные компании работают напрямую с аэропортом или авиакомпаниями. Причем сделки, которые совершаются на бирже, на самом деле притворные. Компании заранее обо всем договариваются между собой, потом проводят формально сделку  через биржу, чтобы показать, какая большая цена», – комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
Вместе с тем стоит подчеркнуть, что те цены, которые сложились на российском рынке, сейчас ненамного выше, чем на западных. Так, в аэропорту в Париже цена на топливо с доставкой и налогами составляет 1072 доллара за тонну, во Франкфурте – 1071 доллар за тонну, в Лондоне – 1078 долларов за тонну, по данным группы компаний «Аэрофьюэлз». Для сравнения – заправиться в аэропорту Шереметьево стоит 33,619 тыс.  рублей (1101 доллар) за тонну, в Домодедово – 34,338 тыс. рублей (1124 доллара) за тонну, во Внуково – 32,980 тыс. рублей (1080 долларов) за тонну.
По словам Павла Строкова, такая небольшая разница сложилась именно из-за спекуляций. «Ранее цены на керосин на российском спотовом рынке были ниже, чем на европейском, поэтому западные авиакомпании предпочитали даже у нас заправляться, чем, скажем, в Европе. Но скоро ситуация изменится и цены вновь выровняются, – комментирует Павел Строков. – Глобальность продукта очень важна. Если в России цена вырастет, то тот же «Аэрофлот» может заправиться в Берлине».
С коллегой солидарен Роман Гусаров, который говорит о том, что топливные компании сознательно доводят цены до предела. «У нас нет рыночного механизма определения цены, нефтяники монопольно устанавливают цены. Цена эта поддерживается на том уровне, при котором импорт авиатоплива из других стран невыгоден. То есть если в соседних с Россией странах есть топливо дешевле, то на него накладывается доставка. Нефтяные компании четко следят за этим, чтобы доставка импортного топлива была невыгодной», – объяснил Роман Гусаров.
Как уверяет Павел Строков, в скором будущем ситуация придет в норму, поскольку компании сформируют свои запросы топливным компаниям в конце месяца, и ажиотаж на рынке спадет. А, кстати, с бензином ситуация противоположная. Парадокс заключается в том, что в России средняя цена на бензин – около 30 рублей за литр, а в Евросоюзе в переводе на рубли – около 60. «В Европе бензин гораздо дороже, чем в России, поскольку львиную долю составляют налоги. Кроме того, европейские страны вынуждены импортировать нефть. Бензин – это чисто локальный продукт, и общемировая цена на нефть на нем мало сказывается. Если говорить об авиационном топливе, то это глобальный продукт, цена на который формируется мировым рынком авиатоплива», – комментирует Павел Строков.

Теги: 
авиакомпании, топливо, Минэнерго




Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх