Беспрецедентные разливы нефтепродуктов в российской акватории Черного моря обнаружены с помощью методов космической локации. Об этом "Известиям" рассказал старший научный сотрудник Института океанологии РАН Андрей Иванов. По словам ученого, маслянистые пятна появились в результате технических сбросов, которые производят в этом районе торговые танкеры.
Площадь загрязненных территорий в разных районах моря составляет от 20 до 420 кв. км. Судя по фотографиям со спутников, эти пятна располагаются аккуратно напротив Новороссийска, Туапсе и Сочи, в нескольких десятках километров от линии берега.
- Эти разливы стали выявляться в последнее время. Раньше в Черном море не происходило в таких гигантских масштабах пленочного загрязнения моря, - рассказывает Андрей Иванов.
Начальник отдела экологического контроля ФГУ "Администрация морского порта Новороссийск" Вячеслав Бердников рассказал, что система космического наблюдения за состоянием акватории Черного моря появилась не так давно - в 2008 году:
- Схема простая, инженерно-технологический центр "СканЭкс" высылает фотографии со спутников из мест с сильным оптическим отражением от поверхности моря. Это означает, что в данном районе произошел разлив топлива, нефти, масел или других органических веществ, - поясняет Бердников. - Мы накладываем на эти снимки карту данных системы Автоматической идентификации судов (АИС), которая установлена на всех кораблях и позволяет отслеживать их местонахождение в каждый конкретный момент времени. Так мы можем определить, какое судно является источником сброса остатков перевозимого груза. И если судно заходит в наш порт, проводим проверку законности действий капитана в море.
Но если судно после сброса зашло в чужой порт, привлечь его к ответственности уже не представляется возможным.
- В начале августа судно Tarik Emir заходило в российский сектор акватории, - приводит пример главный специалист ФГУ "Администрация морского порта Новороссийск" Михаил Фляум. - По нашим данным, оно сливало техническую жидкость в российском секторе акватории, но в наши порты оно не заходило, и проверить его невозможно.
Согласно международной конвенции по предотвращению загрязнения моря с судов от 1973 года, танкеры имеют право сбрасывать ограниченное количество технических стоков в определенных районах международных вод, вдали от береговой линии. Это положено делать по строгой процедуре - отходы разбавляются морской водой в соотношении 1:10 и сливаются за борт на полном ходу в момент совершения маневров. Если этого не делать, возникает пленочное загрязнение радужного цвета, которое сейчас фиксируют спутники на большой территории Черного моря.
- Танкер везет рапсовое масло, - приводит пример главный редактор издания "Морской бюллетень" Михаил Войтенко. - А в обратный рейс ему нужно везти нефть. Вот они и моют судно прямо в море. Емкости танкеров моют перед каждой погрузкой. Технологии разные - горячей и холодной водой, с содой, поверхностно-активными веществами. Иногда промывают той нефтью, (http://www.izvestia.ru/ne...)
Комментарии