В российском гражданском авиастроении произошло знаковое событие. Впервые авиакомпании-заказчику передан новый серийный авиалайнер, разработанный и построенный в России после развала СССР. Правда, произойти это событие должно было еще три года назад, а заказчиком должна была быть совсем другая авиакомпания. «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) после почти трехлетней задержки поставок передали во вторник первый лайнер Sukhoi Superjet-100 первому коммерческому заказчику. Им стала армянская авиакомпания «Армавиа».
Самолет получил имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина. На российском самолете «Армавиа» планирует выполнять рейсы в Москву, Санкт-Петербург, Сочи и в города Украины. Первый рейс будет осуществлен в среду, 20 апреля, в Москву.
«Армавиа» заключила твердый договор с ГСС на поставку SSJ-100 14 сентября 2007 года, тогда как «Аэрофлот» сделал это еще в 2005 году. Между тем первый самолет достался не российской авиакомпании, а иностранной. Впрочем, вскоре один самолет SSJ-100 получит и «Аэрофлот», который заказал в общей сложности 30 таких лайнеров с опционом на 10 самолетов.
Изначально поставки регионального самолета Sukhoi Superjet-100, разработанного в партнерстве с Boeing и итальянской Finmeccanica, были запланированы на 2008 год, однако ГСС неоднократно переносила сроки передачи лайнера. Причем первый лайнер в 2008 году должен был получить именно «Аэрофлот». Хотя «Армавиа» также в числе первых заказчиков – ей самолеты должны были быть поставлены в начале 2009 года.
В общей сложности в 2011 году ГСС намерена поставить 14 самолетов SSJ-100, два из них должна получить «Армавиа», 11 – «Аэрофлот» и последний – «Якутия».
Между тем отношения между «Аэрофлотом», который первым поверил в новую российскую разработку в гражданской авиации, и создателем SSJ-100 накалились до предела. Для авиационных новинок очень важно законтрактовать как можно больший объем поставок, и чем раньше, тем больше шансов увеличить объемы заказов.
«Аэрофлот» недоволен смещением сроков поставок лайнера на три года, а также несоответствием контракту технических параметров машин. Об этих претензиях «Аэрофлота» к ГСС несколько дней назад сообщил министр транспорта Игорь Левитин. При этом в самой авиакомпании сказали, что ничего об этом не знают. Левитин же говорит, что менеджмент авиакомпании рассмотрит предложение о штрафных санкциях к ГСС на совете директоров.
Глава Объединенной авиастроительной корпорации (куда входит ГСС) Михаил Погосян на церемонии передачи первого лайнера армянской авиакомпании в Ереване заявил, что опасения «Аэрофлота» относительно несоответствия самолета SSJ-100 заявленным характеристикам носят гипертрофированный характер. «Опасения «Аэрофлота» по несоответствию SSJ-100 носят гипертрофированный характер. Самолет в целом соответствует заявленным характеристикам», – цитирует «Интерфакс» Погосяна.
При этом глава ОАК примирительно добавил, что у авиакомпании всегда есть возможность высказать претензии и ОАК работает в конструктивном ключе с «Аэрофлотом».
Ранее СМИ со ссылкой на источники сообщали, что «Аэрофлот» недоволен больше не срывом сроков поставок, а меньшей топливной эффективностью SSJ-100 по сравнению с ожидавшейся. В реальности масса самолета получилась на 3,5 тонн больше и расходует он на 11% больше топлива (1864 кг на час), чем это было зафиксировано в контракте на поставку (1689 кг на час).
В «Аэрофлоте» недовольны, что вырастут издержки компании, и хотят, чтобы ГСС их компенсировала. Дело в том, что в контракте как раз прописано, что производитель в течение 10 лет обязуется компенсировать издержки авиакомпании, связанные с отклонением поставляемых самолетов от заявленных технических характеристик. За 10 лет санкции ГСС могут составить 150 млн долларов. В ОАК, правда, уверяют, что разница топливной эффективности лайнера составляет не более 1,5%.
Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег Пантелеев ранее говорил газете ВЗГЛЯД, что «Аэрофлот» лукавит, обвиняя в несоответствии лайнера техническим характеристикам, прописанным в контракте. По его словам, никаких проблем с SSJ-100 нет, и это нормальная практика, когда первые самолеты несколько отклоняются от заявленных параметров. По мнению Пантелеева, перед «Аэрофлотом» стоит другой вопрос – нужны ли ему заказанные самолеты прямо сейчас.
«Армавиа» пока никаких претензий ни по срокам поставок, ни по техническим характеристикам ГСС не предъявляла.
Sukhoi SuperJet-100 – это первый гражданский самолет со времен распада СССР, спроектированный и собранный в России. Стоимость проекта оценивается в 1,4 млрд долларов. SSJ оказывалась беспрецедентная поддержка со стороны государства и не только в плане денег, но и со стороны первых лиц государства. «Аэрофлот» – государственная компания, поэтому неудивительно, что именно она стала первым крупным заказчиком SSJ-100 – надежды российской авиации.
Глава Минпромторга Виктор Христенко ранее оценивал стоимость проекта в 34 млрд рублей, из которых 16 млрд рублей было выделено из федерального бюджета. Еще 15 млрд рублей государство выделило на создание двигателя для этого лайнера. Еще 2,6 млрд рублей государство намерено вложить в разработку нового 130-местного SuperJet. Сейчас SSJ-100 рассчитан на 98 мест и дальность полета до 3048 км. Каталожная стоимость лайнера составляет 31,7 млн долларов. В 2011 году должно быть выпущено 14 SSJ, в 2012 году – 25 лайнеров, а к 2015 году планируется довести производство до 60–70 самолетов в год.
Главными конкурентами российской новинки являются Embraer ERJ-190, который стоит до 40 млн долларов, и Bombardier CRJ1000 по цене до 39,7 млн долларов. В планах российской авиации разработать среднемагистральный самолет будущего поколения МС-21, а также запустить третий проект «Самолет-2020», на предпроектные исследования которого уже потрачено порядка 220 млн рублей. Что это будет за самолет, пока неизвестно.
Теги:
Аэрофлот, самолеты, авиация, SuperJet
Закладки:
Комментарии