В самой ОСК не отрицают планов на самостоятельный выход на внешний рынок с готовой продукцией. Однако в Рособоронэкспорте считают, что реализация этих планов нанесет ущерб интересам России. Сейчас статус субъекта ВТС имеют Рособоронэкспорт, выступающий в качестве государственного посредника, и еще 21 организация – разработчик и производитель продукции военного назначения. Экспортировать готовую продукцию может только Рособоронэкспорт, остальные довольствуются продажами комплектующих и запчастей.
По оценке научного редактора журнала «Экспорт вооружений» Михаила Барабанова, суммарный объем поставок военно-морской техники и вооружения из России с учетом комплектующих в 2010 году может составить около 2,6 млрд долларов.
По прогнозам Рособоронэкспорта, экспорт военной техники по итогам 2010 года рискует перевалить за 10 млрд долларов. Такой оптимистичный прогноз можно сделать уже сейчас, исходя из того факта, что график выполнения заказов идет с опережением сроков. Соответственно, на долю ОСК в будущем может придти более четверти российского экспорта военной техники.
В настоящее время Россия осуществляет поставки оружия и военной техники в 80 стран мира. Ежегодно Рособоронэкспорт заключает от 1000 до 1700 контрактов на поставку за рубеж продукции военного назначения.
По данным Рособоронэкспорта, наиболее востребованной продукцией в российском экспорте оружия является авиация, которая составляет примерно 50% от объема всех продаж российских вооружений. Особенной популярностью у импортеров пользуются тяжелый истребитель Су-30МК и МиГ-29, которые поставляются в Китай, Индию, Алжир, Венесуэлу, Малайзию, Вьетнам, Индонезию, Эфиопию, Судан, Бангладеш, Эритрею.
Вслед за военной авиатехникой по популярности идут средства ПВО, вооружения для сухопутных войск, а также продукция для военно-морского флота.
Также поставляется спецпродукция для правоохранительных органов, продукция двойного назначения. Кроме того, идет поставка запчастей для ранее поставленной техники, в том числе еще в советские времена.
Что касается ОСК, то ее активы на 100% принадлежат правительству. В ведении компании находится весь цикл производства судов, начиная от их разработки и проектирования и заканчивая поставками, гарантийным и сервисным обслуживанием, ремонтом и утилизацией.
Структура ОСК включает три региональных субхолдинга: центр судоремонта «Звездочка», или «Северный центр судостроения и судоремонта» (Северодвинск), «Адмиралтейские верфи», или «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), а также «Дальневосточный центр судостроения и судоремонта» (Владивосток).
Отметим, что в январе – августе 2010 года производство гражданской продукции в судостроительной промышленности России сократилось на 24,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
На российских судостроительных заводах на конец отчетного периода находилось 122 судна в процессе постройки. Причем треть гражданской продукции была произведена в «Северном центре судостроения и ремонта», 13,7% строилось на другом предприятии ОСК – «Адмиралтейские верфи».
ОСК рассчитывает получить 1–1,5 млрд рублей чистой прибыли в 2010 году. Годом ранее корпорация получила всего 92 млн рублей чистой прибыли.
Ожидается, что «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге станут наиболее вероятным претендентом на развертывание производства российской версии вертолетоносцев класса «Мистраль». Именно к такому выводу пришел генеральный директор компании STX (верфи Сан-Назара) Жак Арделе по итогам инспекций судопроизводств в России.
«Мы предполагаем, что «Адмиралтейские верфи» – наиболее вероятная кандидатура для строительства кораблей типа «Мистраль» в России», – сказал генеральный директор компании STX (верфи Сан-Назара) Жак Арделе, передает РИА «Новости». Предполагается, что Россия сможет построить «Мистраль» на собственных верфях уже в 2016 году.
Закладки:
Комментарии