Вице-премьер, министр финансов России Алексей Кудрин был назван министром финансов 2010 года по версии авторитетного в международной финансовой сфере журнала Euromoney. Вручение награды состоялось в Вашингтоне в рамках осенней сессии Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Как заявил, предваряя награждение, председатель издательства Падрейк Фэллон, издательство оценило усилия Кудрина по сохранению сверхдоходов, поступавших в бюджет Российской Федерации в результате высоких цен на нефть, и созданию стабилизационного фонда, который впоследствии помог России выйти из глобального финансового кризиса в гораздо лучшей форме, чем это ожидали эксперты.
«Кудрин был признан финансовым менеджером высочайшего класса не только на Западе, но и в России – стране, в которой всегда недостаточно тепло относились к реформаторам», – отметил Фэллон.
Он также подчеркнул, что при создании стабфонда глава российского Минфина находился под большим политическим давлением, которое ему удалось успешно преодолеть.
Ранее, в 2005 году, Кудрин уже был признан министром финансов года журналом Banker, который входит в группу Financial Times. Кроме того, Кудрин был назван лучшим министром финансов развивающихся стран Европы в 2006 году по версии газеты Emerging markets, учрежденной МВФ и ВБ.
В беседе с журналистами министр заметил, что полученная сегодня награда для него дороже, так как вручена после кризиса. «Россия уже прошла обучение, смогла подготовиться и пройти этот период (экономического кризиса). В этом смысле это уже результат, и когда видишь свой результат, уже есть удовлетворение, а когда он признается всем профессиональным сообществом, это вдвойне важно», – отметил Кудрин.
Он напомнил, что при формировании политики сохранения сверхдоходов от нефтяных цен в стабилизационном фонде Минфин сталкивался с критикой и иногда очень неприятной критикой, но поддержка профессионального сообщества вселяет уверенность.
Отвечая на вопрос, кто был все-таки идеологом такой политики, Кудрин отметил, что это был результат работы команды Минфина, Центробанка и Минэкономразвития.
Он также подчеркнул, что их совместные предложения принял премьер-министр России Владимир Путин и стал проводить эту политику в жизнь, передает «Интерфакс».
Отметим, что с 2000 по 2008 годы правительство России сводило бюджет с профицитом, и за это время были сформированы резервный фонд и фонд национального благосостояния. В период кризиса средства резервного фонда направлялись на погашение бюджетного дефицита и поддержку банковского сектора. Так, в целях поддержки финансовых институтов в период кризиса из российского бюджета было выделено 2 трлн рублей.
По состоянию на 1 октября 2010 года, совокупный объем резервного фонда составил 1,258 трлн рублей. Объем фонда национального благосостояния составил 2,722 трлн рублей. Планируется, что в 2011 году резервный фонд будет полностью израсходован.
Если говорить об экономических показателях, то в 2010 году рост ВВП России прогнозируется на уровне 4%, в следующем году – 4,2%.
Бюджет России пока остается дефицитным. В нынешнем году дефицит составил 5,3% ВВП против 5,9% ВПП в кризисном 2009 году. В будущем году дефицит бюджета должен составить 3,5% ВВП, в 2012 году – 3%, а к 2015 году правительству намерено вернуться к бездефицитному бюджету.
Уровень инфляции ожидается к концу года около 7–7,5%, причем в 2011 году она прогнозируется в пределах от 6 до 7%.
Как отметил Кудрин, в экономике России больше определенности, чем в других странах. «Наши сценарии лучше, чем у развитых стран», – сказал он.
В то же время, заметил Кудрин, все же «неопределенности существуют». «Если в мире будет существенное ухудшение, то это повлияет на спрос на энергоносители, металлы, торговлю, отток капитала», – сказал он.
При этом Кудрин заметил, что если отклонение основных макроэкономических показателей в мире от прогнозных в сторону ухудшения будет порядка 10%, то это вряд ли окажет влияние на ситуацию в России. Однако, если отклонение будет около 30%, то Россия начнет «испытывать это давление, если больше 30%, то влияние будет более заметным и может изменить сценарий развития экономики».
В целом в мировой экономике, по словам министра, «сохраняются большие неопределенности». В связи с этим сценарии экономического развития, которые прорабатывают правительства разных стран, включают диапазон от положительных до возможных рецессий. «Но не потому, что они могут случиться, а потому что нужно понимать, как в случае, если динамика будет хуже, чем сейчас прогнозируется, будут действовать правительства, какие меры нужно принимать, в том числе в сфере занятости, поддержки структур, смягчения этих проблем», – пояснил он.
Говоря об актуальной теме «валютных войн», министр отметил, что вряд ли они когда-то станут реальностью.
«На сегодняшний день еще нет войны валют. Скорее всего, есть ожидание, что когда-то валютный курс станет играть роль в конкурентной борьбе. Сегодня самый яркий пример – это США и Китай. Но я не думаю, что мы может говорить, что такая война идет в других частях мира», – сказал Кудрин.
По его мнению, несмотря на существующие диспропорции в курсах, возможности манипулирования курсом весьма кратковременны. «Можно искусственно повлиять, но это ненадолго, поэтому можно выиграть в краткосрочном плане, но потерять в долгосрочном», – отметил Кудрин.
«Я не думаю, что это когда-то станет реальностью, потому что курсы зависят от притоков доходов от экспорта и оттока капитала. Это вещи, которые не такие уж управляемые, зависят от конкурентоспособности», – пояснил он.
Говоря о политике Китая в этом вопросе, министр пояснил, что это отдельный случай. Китай «проводит агрессивную политику в силу влияния государства в экономике, во внешних связях, в неконвертируемости юаня, ограничении притока-оттока капитала», сказал он. В рыночной экономике таких инструментов и таких возможностей нет, заключил министр.
Закладки:
Комментарии