Число жалоб заемщиков на банки в первом полугодии 2010-го выросло в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Роспотребнадзору пришлось увеличить число проверок кредитных учреждений. Банкам такая активность ведомства явно не по душе: они уже нажаловались в Генпрокуратуру. По словам руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, по итогам последних шести месяцев 2010 года наши соотечественники стали в 3,5 раза чаще обращаться в ведомство с жалобами на банки.
«Это побудило службу провести проверки, и в первом полугодии было проведено 460 проверок, в то время как за первое полугодие 2009 года – 252 проверки», – цитирует Онищенко РИА «Новости».
Не менее нагляден и другой показатель: за полгода к административной ответственности было привлечено 326 человек – больше, чем за весь 2009 год. Тогда штрафами и предписаниями были наказаны 299 должностных лиц банков.
Роспотребнадзор практикует инициативное обращение в суд по факту нарушения прав потребителей в сфере кредитования либо выносит свое заключение по делу в индивидуальных процессах, напомнил Онищенко.
«Мы накопили достаточно большую правоприменительную практику, как административную, так и судебную, – рассказал глава Роспотребнадзора. – Она создает объективные предпосылки для более действенного использования в деле пресечения недобросовестных практик предоставления некачественных услуг, а также возможности гражданского судопроизводства по защите соответствующих прав неопределенного круга потребителей».
Так, за шесть месяцев число судебных исков от Роспотребнадзора в защиту неопределенного круга лиц выросло втрое по сравнению с 2008–2009 годами.
В такой ситуации Онищенко возмущает поведение некоторых банков, «в том числе ведущих национальных банков, которые вместо того чтобы искать решения по повышению финансовой грамотности населения, по созданию позитивной кредитной истории на рынке потребительского кредитования, добиваются, в том числе и от Генпрокуратуры, поддержки в резком ограничении возможностей использования закона о защите прав потребителей».
По мнению главы ведомства, «это было бы более понятно, если бы речь шла о рыночной торговле, где традиционно, к сожалению, действует средневековая идеология «не обманешь – не проживешь». «К сожалению, банки, будучи локомотивами экономики, действуют в этой порочной логике», – добавил он.
Впрочем, и у самих банкиров есть претензии к ведомству Онищенко. В июле Ассоциация российских банков (АРБ) подала жалобу в Генпрокуратуру на слишком частые проверки Роспотребнадзора.
Данные проверки, по мнению банков, только мешают основной деятельности финансовых структур.
АРБ в своей жалобе ссылается на закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля и муниципального контроля», согласно которому проверки должны проводиться не более одного раза в три года.
На деле банки проверяются несколько раз, поскольку ведомство одновременно осуществляет проверки головного офиса и филиалов банков.
Формально к Роспотребнадзору претензий быть не может: он следит за соблюдением прав потребителей, а не контролирует деятельность банков, и в данном случае его работа подпадает под действие федерального закона № 294-ФЗ. В законе четко прописано, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, «нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены)».


Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх