Президент Украины Виктор Янукович согласился объединить Газпром и Нафтогаз на паритетных началах. Это значит, что в объединенной компании Киев рассчитывает на долю в 50%, не меньше. Эксперты считают, что всерьез слова Януковича воспринимать нельзя, утверждая, что это была «просто шутка». Тем временем глава Газпрома Алексей Миллер заявил, что слияние компаний с идеей создания газотранспортного консорциума никак не связано. Громкое заявление

Президент Украины Виктор Янукович готов объединить госкомпанию «Нафтогаз Украины» с российским Газпромом на паритетных началах. Об этом он заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

«Если бы там (на встрече премьер-министров Украины и России в конце апреля – прим. ред.) был я, я бы протянул Владимиру Путину руку и сказал: согласен 50 на 50», − сказал Янукович.

Впервые идею объединить мощности Газпрома и «Нафтогаза Украины» и создать совместный холдинг в газовой сфере озвучил премьер-министр Владимир Путин 30 апреля в Сочи на встрече с украинским коллегой Николаем Азаровым.

В начале мая Янукович уже прокомментировал идею слияния Газпрома и Нафтогаза, заявив, что к ней нужно относиться «как к одному из возможных вариантов сотрудничества с Россией в газовом вопросе». Азаров тем временем отмечал, что «экспромт Путина» «заслуживает внимания», а предложение было сделано российским премьером «из благих побуждений».

Какой вопрос – такой ответ

По мнению отраслевых аналитиков, к словам Януковича не стоит относиться серьезно.

«Фраза «согласен 50 на 50», брошенная Януковичем, если говорить по-русски, выглядит как стеб. Он всего лишь ответил на вопрос, который еще толком не продуман и не просчитан. Грубо говоря: какой вопрос – такой ответ», − сказал газете ВЗГЛЯД главный аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин.

Согласен с коллегой и аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. «Мне кажется, Янукович просто пошутил. Это было сказано в ироничной форме. Поэтому всерьез его заявление воспринимать не стоит. Это неофициальная позиция», − сказал он газете ВЗГЛЯД.

Эксперты обратили внимание на то, что на сегодняшний день капитализация Газпрома остается на уровне 130 млрд долларов и многократно превышает капитализацию НАК «Нафтогаз Украины». Другими словами, оценочная стоимость обремененного долгами Нафтогаза не дотягивает и до 10% рыночной капитализации российской компании.

Согласно мировой практике, перед объединением проводится независимая оценка стоимости участвующих в объединении компаний. Если считать более детально, нужно учитывать текущие долги компаний, их активы и рыночную стоимость этих активов, отметил Лютягин.

По расчетам «Интерфакса» на основе данных консолидированной отчетности компаний по МСФО за 2008 год, доля Украины в объединенной газовой компании может составить около 6%. При расчете долей партнеров, исходя из стоимости активов, украинская доля может составить 6,1%, а исходя из размера выручки – всего 5,8%.

«Тут даже нечего комментировать, потому что и так понятно, что 50-процентной доли Украина никогда не получит», − считает Крюков. С другой стороны, сам Нафтогаз не согласится на объединение, если Украина получит минимальный миноритарный пакет.

«В этом нет никакого смысла − ни экономического, ни политического. На большую долю Киев просто не сможет претендовать исходя из стоимости Нафтогаза и Газпрома. По сути, все разговоры об их объединении шиты белыми нитками», − подчеркнул эксперт.

Сам Янукович позднее в интервью BBC признался, что пошутил, а объединение Газпрома и Нафтогаза на условиях 50 на 50 маловероятно.

«Украина в таком случае ... получит часть контроля над всем имуществом Газпрома России. Я сказал бы так: мы понимаем, что это невозможно сделать − 50 на 50. Потому что Газпром никогда не согласится на это, не согласится Россия. Это такая своеобразная шутка. Относительно объединения на каких-либо других условиях − это невозможно», − сказал он.


Идеи разные, смысл один

Тем временем в Москве глава Газпрома Алексей Миллер встретился с министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко, чтобы «чуть более подробно» обсудить вопрос объединения компаний. По итогам переговоров Миллер заявил, что эта идея не связана с модернизацией украинской газотранспортной системы (ГТС).

«Украинская ГТС изначально создана для транспортировки российского газа в Европу. А, как известно, любая труба является ценным активом, только если она заполнена газом. Но предложение об объединении никак не связано с идеей создания газотранспортного консорциума на трехсторонней основе с участием России, Украины и европейских компаний», − подчеркнул глава Газпрома.

По его словам, «это другое предложение − более глобальное, более масштабное», сообщает РИА «Новости».
Миллер не сомневается в том, что объединение двух компаний станет важной составляющей повышения энергобезопасности Европы наряду с диверсификацией маршрутов поставки российского газа в Европу.

При этом отказываться от «Южного потока» никто не собирается». «Наши планы по строительству «Южного потока» остаются неизменными. Мы планируем, что к 31 декабря 2015 года появятся значительные газотранспортные мощности по поставке российского газа по новому экспортному коридору», − подчеркнул Миллер.

Янукович сегодня же заявил, что его строительство трубопровода не пугает. «Если это способ давления на Украину, то мы это понимаем. А если это конкурентная борьба, то мы к ней готовы. Модернизация газотранспортной системы Украины обойдется в 500−600 млн долларов. И мы готовы привлекать к этому проекту как Россию, так и Европейский союз», − сказал президент Украины.

Почти без вариантов

Эксперты, между тем, видят только одну приемлемую как для России, так и для Украины «вариацию на тему слияния».

«Это может быть некий обмен активами с последующим созданием совместного предприятия. Объединить Газпром и Нафтогаз будет сложно и с политической, и с юридической точки зрения. А создать СП, куда можно будет внести ряд активов компаний, вполне возможно», − считает Лютягин. Газпрому, например, интересна ГТС Украины, а Нафтогазу – лицензии на газовые месторождения. Правда, и при таком «легком» и понятном варианте придется менять законодательство Украины относительно владения ГТС Украины, считает аналитик.

Напомним, согласно закону, действующая украинская ГТС принадлежит к списку стратегических предприятий, приватизация, аренда или концессия которых полностью или частично запрещены.

О необходимости создать для модернизации украинской ГТС международный консорциум, в том числе с участием России и Евросоюза, президент Украины заявил в феврале 2010 года. Он отмечал, что создание консорциума позволит России отказаться от проектов газопроводов «Южный поток» и «Северный поток». Оба они строятся, чтобы поставлять топливо в Европу без услуг транзитеров.


Закладки:Google Bookmarksdel.icio.usMa.gnoliaNews2.ruБобрДобр.ruMemori.ru

Читайте также

comments Обсудить  

Комментарии Кто голосовал Похожие новости

Комментарии


Авторизируйтесь, чтобы комментировать или зарегистрируйтесь здесь.
Наверх