Таково мнение российского производителя овощных и фруктовых консервов Максима Протасова:
- Что сейчас представляет собой любой бизнес из сегмента товаров народного потребления? Рентабельность по чистой прибыли - около 2%. С такой чистой прибылью, если ты хочешь, чтоб весь оборотный капитал составляли собственные средства, надо просуществовать не меньше 50 лет. Столько лет, очевидно, не существует ни один отечественный бизнес FMCG. Таким образом, понятно, что подавляющая сумма оборотного капитала любого бизнеса нашего сегмента - это кредитные средства. Сейчас заемные средства тают на глазах, а новые привлечь крайне сложно. Банки пытаются переоценивать залоги. Стоимость залогов - как ценных бумаг, так и заводов, оборудования, основных фондов - непонятна. Ее оценивают по минимуму, исходя из этого привлечь какой-либо более или менее приличный кредит затруднительно, а тем более столь нужные при нашем бизнес-цикле длинные средства. В частных беседах банкиры нам говорят, что деньги у них есть, население перестало снимать деньги с депозитов, но риск невозвратов выдаваемых кредитов в ситуации экономического спада заставляет банки кредиты не выдавать. То есть сейчас мы видим кризис доверия. Все ждут падения экономики и массовых банкротств - кредитов не дают. Это одна проблема.
Другая проблема - проблема рынка. В течение последних четырех лет все цивилизованные игроки стремились преимущественно работать с сетевым ритейлом. Однако сейчас многие сети не могут оплатить наш товар, поскольку также остались без кредитов. В ряде региональных сетей мы уже видим пустые полки. Платежеспособными остаются некоторые федеральные сети и иностранные. Но и среди последних есть те, кто под предлогом кризиса приостанавливает оплату. (http://expert.ru/articles...)
Комментарии