На этой неделе британские СМИ впервые обратили внимание на то, что финансовый кризис в России переносится с рыночных площадок в реальный сектор экономики. Сегодняшняя The Guardian пишет об увольнениях в российских компаниях. Обозреватель газеты Том Парфитт в материале "На Россию спускается мрак, несмотря на деньги Кремля" отмечает, что Россия смогла создать себе внушительную подушку безопасности, но вместе с тем выражает сомнения, что резервов может хватить, если мировые цены на нефть будут снижаться.
РИА "Новый Регион" предлагает вашему вниманию перевод сегодняшней статьи английского журналиста.
Елена Некрасова в шоке. На прошлой неделе 25-летний адвокат была уволена из большой лизинговой компании в Санкт-Петербурге, прежней имперской столице России на Балтийском море. "Мой босс сказал мне, что решение было принято антикризисным отделом, - говорит она. - А я даже и не знала, что у нас был антикризисный отдел".
Пока кремлевские государственные СМИ не жалели сил, чтобы преуменьшить эффекты глобального финансового кризиса, истинный масштаб проблем в России начинает становится все более очевидным, поскольку потрясения на виртуальных фондовых рынках начинает трансформироваться в реальную безработицу и замедление производства.
Госпожа Некрасова была уволена, поскольку ее компания стремилась сократить издержки после падения спроса. "Я понятия не имею, что делать, - говорит она. - Сектор находится в кризисе, и компании повсюду сокращают рабочую силу. Я не знаю, как я смогу найти другую работу. У меня есть некоторые сбережения, но их хватит только до конца года".
Той паники, которая охватила россиян во время кризиса 1998 года, пока не ощущается, но доверие общества начинает рушиться, - констатирует обозреватель The Guardian.
В понедельник "Уфалейникель", третий по величине производитель никеля в России, объявил об увольнении 400 рабочих после того, как упали цены на никель. По словам менеджеров предприятия, нынешняя рыночная цена на никель ($8 000 за тонну) на треть меньше реальной себестоимости.
"Российская Медь", контролирующая 14 % медного рынка страны, в тот же самый день заявила о том, что замораживает все инвестиционные проекты на 2009 год из-за падения цен.
Московские рестораны прекратили принимать кредитные карты клиентов, региональные правительства начали увольнения чиновников.
После семи лет грандиозного роста на фоне высоких нефтяных цен и дерзкого возрождения в качестве великой мировой державы, в России появились растущие признаки слабости национальной экономики.
На этой неделе Stratfor, агентство, оценивающее экономические риски, заявило, что Россия испытывает последствия масштабного оттока иностранного капитала, который начался после войны в соседней Грузии, и в настоящее время набирает темп, поскольку инвесторы потеряли веру в российские компании и правительственные облигации.
Начиная с августа цена акций, находящихся в руках русских олигархов, упала приблизительно на $230 миллиардов. Например, Олег Дерипаска, который взял большой кредит под залог акций, вынужден перемещать свои активы, так как банки требуют возврат денег.
Российский Центробанк был вынужден ввести ограничения на обмен валюты, чтобы спасти рубль от обесценивания вследствие валютных спекуляций.
На этой неделе Кремль, который уже выделил $200 миллиардов на преодоление последствий кризиса и помощи частным компаниям, был вынужден объявить о новом пакете чрезвычайных мер. Игорь Шувалов, первый вице-премьер, заявил, что правительство поможет укрепить цены в секторе недвижимости, скупая недавно построенные квартиры у частных компаний под социальное жилье. Была обещана поддержка и банкам. "Слухи, что мы поддержим некоторые банки, а другие умрут, являются недостоверными. Мы дадим шанс всем", - пообещал Шувалов.
Как отмечает обозреватель The Guardian, большинство русских было защищено от последствий падения фондовых рынков, поскольку только 3% населения являются владельцами акций. Однако аналитики уверены, что средний класс окажется под ударом из-за инфляции, которая повысится до 13% после того, как государство сделает денежные инъекции в экономику.
Потеря работы становится повсеместным явлением, поскольку компании сокращают издержки. "Семь из моих коллег были уволены за прошлые несколько недель, - сказала 26-летняя Kатя - главный бухгалтер торговой компании в Екатеринбурге, - Мне сократили зарплату на 10 тысяч рублей. Мой босс сказал, что у него не было выбора, так как финансовый кризис ударил по нашему бизнесу".
Эксперты полагают, что пока положение России не критично, благодаря запасам, которые государство создало в годы высоких цен на нефть. Государственные резервы составляют $650 миллиардов, которые хранятся в иностранных ценных бумагах и валюте. Пока Россия истратила лишь небольшую часть своего финансового щита.
Однако, по мнению министра бизнеса Великобритании лорда Мендельсона, уязвимым местом России является сверхуверенность руководства страны в том, что цены на углеводороды будут оставаться по-прежнему высокими.
"Русские действуют решительно и со значительными запасами, - заявил Мендельсон после недавнего визита в Москву. - Но если бы цена на нефть и цена на металлы упадет существенно, их запасы начали бы таять стремительно, сужая России пространство для маневра". (http://nr2.ru/moskow/2038...)
Комментарии