Проблемы со строительством нового судостроительного комплекса в Приморье «Звезда» привели к тому, что к нему будет привлечен консорциум инвесторов. Дмитрий Рогозин не исключил, что таким же образом могут в будущем поступить и с другими отраслями промышленности. В понедельник о том, что делать с новейшей судоверфью «Звезда», на которую российские власти и лично Владимир Путин возлагают большие надежды, разговаривали вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава Роснефти Игорь Сечин.
Рогозин констатировал, что проблемы, о которых он говорил еще в начале года, никуда не делись. «Стало ясно, что задержка при строительстве завода составляет 14 месяцев. Сегодня был принципиально поставлен вопрос, мы обсудили его с ведущими заказчиками – Газпромом и Роснефтью. Стало ясно, что напряжение, которое возникло в ситуации с ОСК, достигло своего апогея», – цитирует Рогозина РИА «Новости».
Задержки со строительством «Звезды» уже неоднократно становились поводом для недовольства Рогозина. В начале месяца вице-премьер, взявший строительство комплекса под личный контроль, заявил, что министр промышленности и торговли Денис Мантуров «будет головой отвечать за то, чтобы завод был построен». В конце августа на место строительства приедет с инспекцией президент Владимир Путин и, как выразился в ходе интервью телеканалу «Россия 24» Рогозин, «кому-то по голове лопатой придется дать».
Тогда же Рогозин попросил Генпрокуратуру провести проверку «возможных финансовых нарушений и иных противоправных действий руководства ОАО «ОСК», в том числе в ходе строительства нового судостроительного комплекса «Звезда» в Приморском крае». Ранее, в мае 2013 года, произошла смена главы ОСК. В отставку ушел Андрей Дьячков, причем этому предшествовала жесткая критика Рогозиным именно срывов планов по строительству нового судостроительного комплекса.
Крайне недовольным тем, что происходит со «Звездой», остался специально приглашенный на последнее заседание Военно-промышленной комиссии помощник главы государства Андрей Белоусов. «У вас вообще ничего нет! Вы вообще ничего не знаете! Какие финансы? Там не то что бизнес-план, там вообще конь не валялся в расчетах», – обрушился он на Минпромторг.
Изначально строительство «Звезды» стало ключевым проектом Объединенной судостроительной корпорации. Общую стоимость строительства завода эксперты оценивают примерно в 100 млрд рублей. Верфь должна строить суда водоизмещением до 250 тыс. тонн и длиной до 360 метров. Ее заложили еще в 2009 году, срок окончания строительства – 2020 год. По плану уже в обозримом будущем она должна начать выпускать суда ледового класса и газовозы для шельфовых проектов Роснефти и Газпрома, сообщает ИТАР-ТАСС.
Именно этот момент очень сильно обеспокоил Игоря Сечина. «Мы несем ответственность перед государством за добычу газа. Сроки здесь имеют важное значение. Срыв контракта в условиях жесточайшей конкуренции приведет к потере кредита и необходимого эффекта. Технологические возможности на существующих мощностях отсутствуют либо ограничены», – сказал он.
«Сложившееся положение не позволяет рассчитывать на достижение наших целей. Скорость строительства судов не соответствует тем целям, которые диктует разработка шельфовых месторождений», – добавил он, в связи с чем озвучил предложение о создании консорциума инвесторов, среди которых Роснефть будет выступать как заказчик. В числе инвесторов будет, кроме прочих, Газпромбанк. Это, по его мнению, должно привлечь иностранных инвесторов для финансирования проектов.
О том, что такое развитие событий возможно, писала газета «Коммерсант». По данным ее источников, «Звезда» может оказаться под контролем совместного предприятия Роснефти и Газпромбанка, которое получит до 80% акций. ОСК, в свою очередь, достанутся остальные 20%. Рогозин, правда, говорил, что такая передача разумна «при сохранении за ОСК какого-то блокирующего пакета».
В понедельник Рогозин заявил, что идея о консорциуме была поддержана. «Также предложение о том, что гражданское судостроение, возможно, перейдет на контроль Роснефти. Для нас это благо, так как теперь можно будет полагаться не только на бюджет, но и на инвестиции», – сказал он.
«Для гражданского судостроения данное решение в целом позитивно, так как позволит привлечь долгосрочные инвестиции в реализацию данного проекта со стороны госкомпаний, которые смогут оплачивать инвестиции за счет своих денежных потоков, что снизит нагрузку на бюджет», – сказал газете ВЗГЛЯД аналитик Инвесткафе Андрей Шенк.
Рогозин уточнил, это решение важно в перспективе, так как такой принцип можно будет распространить на другие виды промышленности, например авиастроение. Есть, по его словам, и перспективные варианты с привлечением иностранных инвесторов. В частности, стратегическими инвесторами могут выступить южнокорейские компании. В сентябре Рогозин поедет в Южную Корею обсуждать этот вопрос.
Правда, Андрей Шенк отметил, что есть и минусы в решении о возможной передаче «Звезды» консорциуму госкомпаний. «В долгосрочной перспективе, получив контроль над судостроительной инфраструктурой, государственные компании будут иметь конкурентные преимущества перед другими игроками, и даже если частных игроков допустят к разработке шельфа, то они будут зависимы от владельцев инфраструктуры, и в таких условиях госкомпании обезопасят себя от лишней конкуренции», – сказал он. Получается, что в дальнейшем ввиду ослабления конкуренции на нефтяном рынке передача «Звезды» госкомпаниям несет риски, она позволит решить некоторые задачи, которые стоят перед отраслью сейчас.
Теги:
Дмитрий Рогозин, Игорь Сечин, судостроение
Закладки:
Комментарии