В современной России созданием дирижаблей занимаются, по сути, две компании. Это воздухоплавательный центр «Авгуръ» и «Локомоскай».
«Авгуръ» с 1999 года выпустил 12 дирижаблей пяти различных типов. В частности, первый российский сертифицированный дирижабль Au-12 и Au-30. Последний готовится к полету на Северный полюс. Главным заказчиком дирижаблей компании является Минобороны. Отдельные образцы ведомство приняло на вооружение. Цель дирижаблей – патрулирование, технический мониторинг, аэрофотосъемка, геофизические и другие исследования. Дирижабли также используются в сфере рекламы и туризма.
В 2007 году компания строила планы по созданию двух транспортных дирижаблей для перевозки грузов 30 и 100 тонн. Первый обещали сделать в течение трех–пяти лет, второй – через пять–семь лет. Создание дирижабля грузоподъемностью 30 тонн оценивалось в 15–20 млн долларов. Однако реальных летательных аппаратов пока нет.
У компании «Локомоскай» имеется «Локомоскайнер» для аэрогеографической разведки недр земли, шельфовых зон океана с помощью специального оборудования. Этот дирижабль может перевозить грузы массой до одной тонны.
И есть дирижабль грузоподъемности 0,5–1,5 тонны для мониторинга и контроля, который, например, может отслеживать газонефтепроводы и вести наблюдение на границах или на специальных объектах. Может работать как с пилотом, так и без (в беспилотном режиме – 120 часов).
В 2006 году компания решила возродить проект академика Юрия Рыжова по созданию термоплана – грузового дирижабля с термобалластированием, способного перевозить 600 тонн груза. Для этих целей был даже арендован цех на «Авиастаре» в Ульяновской области.
Председатель совета директоров компании «Локомоскай» Кирилл Лятс в интервью газете ВЗГЛЯД сказал, что до конца года компания рассчитывает найти источники финансирования этого проекта, и тогда сможет построить грузовой дирижабль за три–четыре года. «Но сейчас мы думаем об аппарате, который способен перевозить 60 тонн груза. 600 тонн груза – это наша мечта», – отметил он.
Вернулся к идее создания в России транспортного дирижабля и Минпромторг. В опубликованном проекте программы «Развитие авиационной промышленности» на 2013–2025 годы говорится о необходимости разместить заказ на выполнение НИОКР по созданию транспортного дирижабля, который сможет перевозить грузы массой до 10 тонн.
«Целью данного проекта является создание демонстратора и разработка серийных образцов транспортного дирижабля с указанной грузоподъемностью», – говорится в программе. Правда, более подробной информации о том, для каких целей планируется использовать этот дирижабль, что и куда он должен будет перевозить, ведомство в программе не указывает.
По оценке главного конструктора ОСКБЭС МАИ Вадима Дёмина, разработка дирижабля грузоподъемностью 10 тонн и создание опытного образца может обойтись от 20 до 100 млн долларов.
Между тем Кирилл Лятс утверждает, что дирижабль грузоподъемностью 10 тонн, который хочет делать Минпромторг, как грузовой транспорт никому не нужен. Впрочем, он может стать пилотным проектом, на котором можно будет экспериментировать дальше. «Если мы двигаемся по пути грузового дирижаблестроения, то надо делать, конечно, не десятитонник, а аппарат такой грузоподъемности, которая будет превышать грузоподъемность железнодорожных контейнеров, то есть больше 60 тонн», – отмечает он.
Американцы, к слову, это поняли давно.
Справедливости ради стоит сказать, что дирижабль грузоподъемностью 10 тонн с точки зрения экономики также будет выгоднее использовать, чем самолет. Дело в том, что он сжигает значительно меньше топлива, добавляет Дёмин.
Кроме того, для доставки грузов (в отличие от большегрузных самолетов) дирижаблю не нужен аэродром, и он может летать на несколько тысяч километров. Поэтому его можно активно использовать для доставки грузов в труднодоступные места, в Сибирь и на Дальний Восток, в районы пустыни или Заполярья.
Теги:
транспорт, авиация
Комментарии