Июньское появление третьего Firefox началом нашествия браузеров назвать нельзя: Firefox сам собой мутировал до третьей версии, подчиняясь законам эволюции в джунглях open source. Нашествие же началось в сентябре прошлого года, когда вышел Chrome. Сознательный пользователь уже тогда обязан был задаться вопросом: а зачем Google свой браузер?
В январе появился Internet Explorer 8. На днях Apple порадовала общественность четвертым Safari. И - финал-апофеоз - Microsoft решила расстаться с преступным прошлым (да-да, я о совершенном с помощью IE, встроенного в Windows, убийстве Netscape Navigator, на могиле которого теперь растет Firefox) и заявила о создании не IE 9, а некоего продукта по имени Gazelle (в России, заметим, после ГАЗа называть что-либо газелью - значит впасть в маркетинговый маразм). На фоне этой оргии безудержно размножающихся браузеров поминать о новой поделке Opera даже как-то неловко.
Вы скажете: конкуренция. Но разве есть рынок браузеров? Нет. Они раздаются бесплатно.
Возможно, бесплатными браузерами компании дерутся за пользователя? Не похоже. Ну, какая для Google разница, в каком именно окошке мы увидим его контекстную рекламу?
Непонятно также, что за польза от разнообразия браузерной фауны. Вред, между тем, очевиден: разработчик сайта обязан учитывать особенности каждого браузера.
Так кому и зачем это надо?
Ключевое слово здесь - "платформа". Можно прибегнуть к буквальной аналогии. Вы ведь согласитесь бесплатно поставлять морские платформы, если нефть, которая будет с них добываться, станет вашей, не правда ли?
Chrome нужен Google для того, например, чтобы не беспокоиться за судьбу своего Google Docs. Очень удобный сервис, реальная альтернатива Microsoft Office. Все ваши документы лежат на сервере Google и обрабатываются онлайн в окне браузера. Что стоит Microsoft сделать так, чтобы IE работал с Google Docs небезупречно? Да ничего. Возьмет, и сделает.
Прецедент имеется. Когда у Microsoft браузер был (практически безальтернативный, потому что бесплатный - именно Microsoft еще в прошлом веке ввела моду на бесплатные браузеры), а у Sun Microsystems браузера не было, случилось вот что. Стандарт на Java (этот язык широко используется для программирования интерактивных веб-ресурсов, и не только для этого) принадлежал Sun, и Microsoft (не без тяжбы с Sun) обязалась его соблюдать. Однако IE все равно не хотел безупречно исполнять стандартно написанные Java-коды. Бывает, что ж такого, софт - дело тонкое. А то, что с Java конкурировала майкрософтовская ActiveX, разве имеет отношение к делу?
Таким мог бы быть понятный резон для Google сделать свой браузер. Прямо нам об этом, правда, не сказали. Нам сказали: Chrome - самый быстрый.
Chrome, между прочим, при установке прописывает себя в без спросу создаваемый каталог и обходит User Account Control в Windows Vista. Но не будем подозревать Google в слежке за нами, хотя и есть соблазн - ведь это тоже объяснило бы желание Google иметь свой браузер. Лучше постараемся избежать поверхностных и недоказуемых объяснений и попробуем понять подлинный смысл происходящего.
Обратимся к другому примеру, благо он свеж - Safari. Спрашивается, что Apple со своим браузером ищет в мире Windows? Борется за свою долю завтрашнего рынка. Apple просто необходимо интегрировать в браузер свой WebKit. Это - средство реализации множества сервисов, включая Apple TV. Разработчиков можно понять. С чужим браузером они намучаются, если вообще смогут что-то сделать.
А разве Microsoft от браузера больше ничего не надо? Как бы не так. Простите мне, уважаемые читатели, еще один термин на птичьем языке, которыми пересыпан этот несчастный текст: Silverlight. Технология Microsoft для онлайн-воспроизведения видео, конкурирующая с Adobe Flash.
С видео в Сети дела вообще обстоят довольно грустно. Михаил Донской, последнее (увы, в буквальном смысле последнее...) время занимавшийся этой задачей в "Акадо", предрек здесь важные изменения. Не удивлюсь, если и Adobe вынуждена будет выпустить собственный браузер для сохранения господства своей технологии Flash.
Но пока что из-за новоявленных браузеров мы имеем если не хаос, то точно неразбериху. Ни один из "самых быстрых", "самых безопасных" и "самых удобных" браузеров не может надеяться на счастливое будущее. Будущее имеют не они, а продвигаемые с их помощью завтрашние онлайн-сервисы - платформы для добычи наших с вами денег. (http://rian.ru/analytics/...)
Комментарии