Пользователь Youtube разместил видеоролик «Обращение к президенту и премьер-министру России», где сообщил о завышении цен на авиабилеты из пострадавшей от землетрясения и взрывов на АЭС Японии. В ролике нарушителями называются авиакомпании «Владивосток авиа» и «Аэрофлот». По словам автора жалобы, он забронировал билеты из Японии в Хабаровск в понедельник, 14 марта, за 90 тысяч йен (около 30 тысяч рублей), а 15 марта в 8 утра ему позвонили из «Владивосток авиа», сообщив, что бронь отменена и компания «настаивает на том, чтобы я купил билет в одну сторону за 140 тысяч йен (около 45 тысяч рублей). Автор не сообщает, была ли оплачена бронь.
Московское представительство «Владивосток авиа» не видело ролик, сказали «Газете.Ru» в офисе авиакомпании. «Делать выводы по видеоролику необъективно. Необходимо, чтобы специалисты просмотрели историю брони пострадавшего. Все истории хранятся в архивах около пяти лет. Для этого необходимо знать данные человека и номер рейса. Изучив историю брони, можно сказать, почему она была снята», — сообщили в представительстве.
Источник, близкий к «Аэрофлоту», заявил, что авиаперевозчик к инциденту отношения не имеет. «Ни одна авиакомпания в мире не может вручную менять тарифы на билеты», — добавил он. Компании работают на базе системы Sabre, которая автоматически просчитывает цену на билеты. «Однако информация о неправомерном завышении тарифов поступает, и мы подозреваем в инцидентах агентства и частных лиц. В связи с этим «Аэрофлот» проведет ряд расследований, по итогам которых последует возбуждение ряда уголовных дел и взыскание штрафов, а также будет открыта «горячая линия», куда пострадавшие смогут обратиться», — заключил источник.
«Но факт брони места без факта оплаты не является фактом заключения договора о перевозке», — замечает главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Источник в правоохранительных органах на транспорте говорит, что бронь билета может быть аннулирована, только если билет вовремя не выкупили. Об этом же говорят в авиакомпаниях. Если бронирование было произведено на сайте, то бронь обычно автоматически снимается через сутки, если билет не выкупили. Если бронирование производится через оператора, он сам называет время, после которого бронь снимается. Если бронь аннулируется, то авиакомпания обычно предлагает пассажиру билет на свободное место того же рейса. Тогда его цена может быть уже другая.
Юрист Общества защиты прав потребителей Андрей Семенов сообщает, что повысить цены на билеты авиакомпания может только после официального предупреждения клиента. «Но возможны трудности, если заказ билетов осуществлен в электронном виде. Распечатка о произведенном бронировании на сайте может быть опровергнута авиакомпанией: нарисовать можно все что угодно», — добавляет юрист.